Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Одарённость детей: психолого-педагогический аспект» (учебно-методическое пособие)


В учебно-методическом пособии проанализирован целый ряд вопросов, касающихся особенностей и проявлений одарённых детей. Представлены основные положения, подходы, принципы, модели, критерии и виды феномена одарённости. Материал пособия освещает основные проблемы одарённости детей в условиях современного образования. Основное внимание уделяется дошкольному и младшему школьному возрасту одарённых детей. Автор обращает внимание на психолого-педагогическую помощь одарённым детям в условиях современного образования, преодоления бытийных стереотипов о том, что одарённый ребёнок сам найдёт свою дорогу в учёбе, в профессии, в обществе.

В последнее время проблемы, связанные с одарённостью детей, активно обсуждаются на страницах периодической печати, в монографиях и на симпозиумах. Интерес к данному феномену обусловлен фундаментальной значимостью этой категории, от концептуального осмысления которой ожидается решение многих ключевых проблем психологии и педагогики образования, да и других наук. Но, несмотря на то, что исследование одарённости детей имеет уже многолетнюю историю, прежде всего, психолого-педагогическую, нет единства не только в определении понятия «одарённость», нет и единой теории одарённости детей, которая бы имела целостное представление их одарённости. На наш взгляд, несмотря на пристальное и длительное рассмотрение феномена одарённости, недостаточно изучена сама сущность одарённости, подходы к диагностике, целенаправленному процессу формирования и развития одарённости личности различного возраста и пола.

Мы ставим своей задачей обратить внимание родителей, воспитателей, педагогов на проблему одарённости детей, рассмотреть наиболее известные концепции одаренности, функционирующие в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии, знать наиболее интересные, широко признанные модели одарённости, видеть в одарённом ребёнке не «кару божью», а «дар божий», уметь выделять признаки одарённости, понимать сущность и природу одарённости. Мы предлагаем собственный взгляд на теоретические и практические положения одарённости детей, которые широко приняты в научной и прикладной образовательной среде. Следует сразу определиться, что предметом нашего теоретического анализа и практической диагностики будет ментальная (умственная) одарённость, которая имеет достаточно много синонимов: познавательные способности, умственные способности, интеллектуальные способности, творческие способности, креативность, творческая одарённость, общие способности, специальные способности, талант, гениальность. С этими понятиями и широкой синонимичностью нужно определиться. Для педагогической общественности наиболее важными проблемами являются не столько научно-экспериментальные исследования одаренности, сколько способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии экономики, науки, культуры и социальной жизни завтра. Общеизвестно, что в современных условиях интеллектуальный и творческий ресурс населения того или иного общества – наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, информационно-технологическим – является важнейшей базой его прогрессивного развития. Рациональное использование интеллектуальных и творческих ресурсов позволило некоторым странам (Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.) в течение нескольких лет сделать рывок в экономическом и социальном развитии государства.

Проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию является одним из ключевых направлений реализации инициативы «Наша новая школа». Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.

В учебно-методическом пособии в  первой главе «Теоретические аспекты одаренности» представлена информация по следующим параграфам:

  1. Cсоотношение функциональных категорий «способности» и «одаренность»
  2. Проявления одаренности детей
  3. Теоретические модели одарённости
  4. Критерии и виды одаренности
  5. Возрастные особенности одаренности
  6. Кризисы детской одаренности
  7. Трудности в диагностике одарённости
  8. Одарённые дети – группа риска
  9. Психическая нагрузка и здоровье в процессе развития познавательной активности и творческого мышления

Во второй главе «Практические аспекты одаренности» представлены параграфы:

  1. Педагогическая работа с одаренными детьми
  2. Психолого-педагогическая подготовка педагогов для работы с одаренными детьми
  3. Организация и формы обучения одарённых детей
  4. Инновационные подходы к технологии обучения одарённых детей
  5. Психолого-педагогические исследования одарённых детей
  6. Методы диагностики одарённых детей

Книга рассчитана на широкий круг специалистов, педагогов, педагогических психологов, управленцев в области образования, аспирантов, студентов.



Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su