Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Путешествие по сказочной стране» (коррекционно-развивающая программа)


Автор:

Актуальность

В условиях жизни современных детей произошли значительные изменения, которые выражаются в стремительном совершенствовании технологий, в снижении роли полезной развивающей деятельности и поисковой активности.  В результате создаются хаотические комбинации социальных раздражителей, которые в первую очередь негативно влияют на эмоциональное состояние и развитие детей, т.к., по словам А.Н. Леонтьева, безэмоциональная жизнь невозможна. Первоначально общение, творчество, познание получают свое регулирование в форме возникающих эмоциональных процессов. Негативное развитие эмоциональной сферы отражается на несформированности навыков регулирования детьми собственной деятельности.

Данная проблема приобретает особую актуальность в младшем школьном возрасте, т.к. школьные годы – важнейшее время для психического развития детей и формирования у них отношения к окружающему миру. В то же время доминирующее количество исследований и развивающих программ, посвященных младшему школьному возрасту, уделяют внимание познавательному развитию, а не эмоциональному.

Практическая новизна и значимость

Мы учитываем не только сами эмоции, а эмоциональное состояние ребенка выступающее в виде ответа на определенный раздражитель внешней среды, которая окружает детей. Для нас важно субъективное восприятие детей той или иной ситуации, а не ее объективные характеристики (Л. С. Выготский).  Программа составлена с учетом учения Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития, которые определяют завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывают не только достигнутое, но и находящееся в развитии, что отвечает задачам современного образования, продиктованными новыми ФГОСми НОО.

В программе средством развития эмоциональной сферы и регуляции эмоциональных состояний служит сказка  и изобразительная деятельность (рисование). В данном случае сказка выступает не просто инструментом сказкотерапии, а «сказочным миром» детей, их близким и знакомым другом. Первым важным моментом использования сказки является ее подкрепление предметами внешнего мира: фигурки принцессы, животных, царя, царицы, «злых» людей, карта Сказочной страны, карточки с изображением волшебных существ и сказочных животных,  и т.д. Второй момент заключается в прорисовывании детьми событий и эмоций, описываемых в сказке, что ставит ребенка в активную позицию субъекта деятельности, а не объекта психолого-педагогического воздействия.

Цели и задачи

Цель – развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Задачи:

  • обучение навыкам снятия напряжения, работа с негативными чувствами и эмоциями;
  • развитие морально-нравственных чувств;
  • развитие контроля над импульсивностью, обучение навыкам самоконтроля;
  • снятие тревожности;
  • развитие положительного отношения к себе и другим;
  • развитие воображения;
  • развитие эмпатии и рефлексии.

Основное содержание проекта

Для реализации поставленных задач нами была выбрана волшебная авторская сказка  Луиджи Капуана «Источник красоты». Использование одной сказки несет в себе ряд положительных особенностей, заключающихся в следующем:

  1. отдельные части сказки, выступающие  в виде достаточно самостоятельных историй выстроенных в логической последовательности, обеспечивают ребенка полной и необходимой информацией в соответствии с целью занятия. При этом ребенок не будет находиться в ситуации избытка информации и смысловой растерянности. Каждый отдельный фрагмент сказки четко указывает ребенку на главную идею и цель занятия, но при этом, дает младшему школьнику возможность самостоятельно сделать нужные выводы и принять решение;
  2. принадлежность всех фрагментов к одной сказке и их логическая последовательность позволяет ребенку с большей степенью усваивать новый материал и интегрировать его с уже имеющимся опытом.

Структура коррекционно-развивающего занятия

  1. Ритуал «входа» в сказку
  2. Повторение
  3. Расширение представлений ребенка о чем-либо
  4. Закрепление нового опыта
  5. Интеграция (установление связи нового опыта с реальной жизнью)
  6. Обобщение приобретенного опыта, установление связи с уже имеющимся
  7. Ритуал «выхода из сказки»

Курс программы имеет следующую последовательность реализации: первый раздел «Психодиагностическое исследование особенностей эмоционально-волевого развития детей» призван дать первоначальное представление об особенностях психического развития детей (проводится комплексная психодиагностика в начале учебного года). Второй раздел «Тренинг эмоционально-волевого развития младших школьников» – основная часть программы, посредством  которой осуществляются поставленные задачи. Данный раздел состоит из следующих тем:

  1. Знакомство со «сказочной страной»
  2. Знакомство с жителями «сказочной страны», с принцессой
  3. Встреча и знакомство с ящеркой
  4. Урок доброты и помощи
  5. Встреча со старушкой
  6. Урок преодоления трудностей
  7. Встреча с козочкой
  8. Побеждая страх
  9. Самый смелый
  10. Учимся отдыхать
  11. Калейдоскоп
  12. Знакомство со злостью, гневом
  13. Знакомство с обидой и ложью
  14. Знакомство прощением
  15. Знакомство с правдой и честностью
  16. Знакомство с радостью
  17. Мир чувств
  18. Помощники
  19. Волшебная пещера: дракон
  20. Волшебная пещера: великан
  21. Волшебная пещера: голодный лев
  22. Волшебная пещера: источник красоты и здоровья (часть 1)
  23. Волшебная пещера: источник красоты и здоровья (часть 2)
  24. Превращение
  25. Ценность человеческого труда
  26. Сказочная сумка
  27. Возвращение 

Результаты

Результативность образовательной программы определяется за счет повторной психодиагностической процедуры, которая проводится в конце учебного года.

Мы выявили, что количество обучающихся с высоким уровнем страхов  и тревожности к концу учебного года снизилось на 20% и 25% соответственно. Увеличился процент детей с благоприятным оптимальным уровнем детских страхов  и адаптивной тревожностью в два раза – 46-50%.

Показатели астеничности и подавленности  обучающихся снизились на 8%. Выявлена положительная динамика снижения количества обучающихся с признаками высокой агрессивности (на 12%) и низким уровнем развития воображения (на 11%).

К концу учебного года количество обучающихся с развитыми регулятивными навыками увеличилось с 30% до 68%.

Таким образом, из описанных данных можно сделать выводы о том, что цель и задачи программы достигнуты.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su