Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Человек в обществе. Основная школа» (программа преподавания психологии в интегрированном курсе)


 

Актуальность курса обусловлена задачами модернизации современного образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Образование должно быть направлено на развитие компетентного, самостоятельного, ответственного человека, способного к саморазвитию и эффективной адаптации в обществе.

Психология как учебный предмет обладает большими возможностями в формировании компетенций подростка. Идея психологического образования - развитие как личный проект ученика, т.е. помощь ученику в формулировке, организации и осуществлении саморазвития как личного проекта.

Целевая установка представляемого курса психологии – направленность на развитие ключевых компетентностей: информационной; проблемной; социальной (коммуникативной, социально-психологической, эго-компетентности).

Данная программа действует по нескольким направлениям:
1. Расширение информационного психологического поля учащихся.
2. Развитие умения группового, командного взаимодействия и обогащение арсенала развивающих игр подростков.
3. Психологическое сопровождение возрастного или индивидуального развития учеников.
4. Активизация самосознания подростка, рефлексии представлений о границе собственных знаний, умений, возможностей, ценностей.

Научная и практическая значимость программы
Новизна предложенной программы обусловлена:
• Интеграцией психологии и обществознания в целостный курс,
• Использованием инновационно-деятельностных методов обучения и развития школьников.

Впервые интеграция осуществляется на нескольких уровнях: целевом; содержательно-понятийном; методическом (включая методы и формы работы).

Условия интеграции психологии и обществознания: целостность процесса познания; потребность в скорейшей социализации личности учащегося.

Интеграция позволяет:
• сохранить психологию как самодостаточный учебный предмет;
• снизить учебную нагрузку школьников;
• объединить усилия учителей разных предметов как основное условие достижения цели образования;
• обеспечить преемственность образовательных психологических программ.

Базовые интегрирующие факторы: личность ученика, ее самоценность; идея развития; компетентностный и деятельностный подходы.

К апробации программы кроме разработчиков успешно привлекались другие педагоги-психологи, что демонстрирует ее транслируемость, возможность использования в других учебных заведениях.

Основное содержание программы
Программа преподавания психологии состоит из 5 курсов:
• 5 класс - Адаптационный курс «Развитие познавательных процессов» направлен на развитие умения логически рассуждать, осознанно пользоваться понятиями, выстраивать разнообразные социальные взаимодействия, эффективно работать в группе.
• 6 класс - Курс «Мир человека» носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами развития личностной, эмоциональной и социальной сфер младших подростков.
• 7 класс - Курс «Человек в мире людей» дает представления об основных видах и способах коммуникации, законах перцепции, правилах эффективного выступления и слушания, отрабатывает коммуникативные и перцептивные умения подростков.
• 8-9 классы - курсы «Профессиональный мир» и «Психология личности» сопровождают процесс социализации через развитие самосознания и умений совершать обоснованный выбор, в том числе выбор индивидуальной образовательной траектории в старшем звене школы.

Участники программы «Человек в обществе»:
• Ученики с 5 по 9 класс (класс делится на 2-3 подгруппы);
• Педагоги-психологи;
• Учителя, классные руководители.

Используемые методы обучения: игровой (ролевые, деловые, логические игры, элементы драматизации); тренинговый; ситуационное моделирование (в том числе публичное выступление); проблемный (в т.ч. проблемные ситуации); диалогический; исследовательский; групповые: диспуты, дискуссии, разновозрастное групповое взаимодействие; проектный.

Методы контроля и оценки освоения учащимися программы:
• учительский контроль и оценка
• самоконтроль и самооценка
• внешняя экспертная оценка отчуждаемых продуктов учебной деятельности
• рейтинговые, накопительные (портфолио).

Формы итогового контроля учащихся: решение проблемных ситуаций; ролевые и деловые игры; тестовый контроль; участие в олимпиадах; защита проектов

Учебно-методическое обеспечение программы: к каждому курсу разработаны тематическое планирование и методические пособия с конспектами уроков и текстами для учащихся.

Результаты внедрения
Программа разработана и апробировалась на базе ГОУ Гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» с 2005 по 2010 г.

Эффективность программы: статистически подтверждаются значимые различия  показателей мыслительных операций, социальной компетентности и социального интеллекта участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, где разработанный интегрированный курс не проводился.

Участники программы с 2005 по 2010 гг. неоднократно становились победителями, призёрами и номинантами Всероссийских и городских конкурсов ученических проектных и исследовательских работ.

Внешняя оценка программ (2010 г.):
• Победитель II Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»» в номинации «Образовательные психолого-педагогические программы».
• Присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России»
• Грант Москвы в сфере образования по направлению «Практическая психология в системе образования».

Резюме:
• Программа реализуется в рамках программы «Столичное образование -5» и инициативы «Наша новая школа»
• Программа носит интегративный характер; сочетает классические и инновационные методы обучения и контроля; развивает проектную и исследовательскую деятельность
- Программа методически обеспечена
- Эффективность программы доказана:
- апробацией (240 чел. в течение 5 лет) 
- победами работ учеников на конкурсах и конференциях
- внешней экспертизой, победами в московских и Всероссийских конкурсах.

 

 Ольга Олеговна Савина - кандидат психологических наук, доцент психологического факультета МГУ им. Ломоносова.

Сфера научных интересов: психология личности, развитие идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Основные публикации:

  • Савина О.О., Смирнова О.М. Принципы построения единой программы психолого-педагогических дисциплин в гимназии. //Тезисы Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы», 16-18 декабря 2004 года, Москва.
  • Савина О.О., Смирнова О.М. Организация исследовательской деятельности учащихся в области психолого-педагогических дисциплин в гимназии №1505. // Научно-методический сборник в двух томах / П/р А.С.Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общерос. обществ. движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с. (с. 481-489)
  • Савина О.О., Смирнова О.М. Программа психолого-педагогических дисциплин в среднем и старшем звене гимназии. - М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 76 с.
  • Савина, О. О. Учебная мотивация гимназистов на разных этапах выбора индивидуальной образовательной траектории (8-9 класс) / О.О. Савина, О.М. Смирнова / Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»: Материалы VВсероссийской научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. – 478 с. (с. 165).
  • Басик, Н.Ю. Интеграция психологии и обществознания в основной школе [Текст] / Н.Ю.Басик, О.О.Савина, О.М.Смирнова / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Журнал для администрации управления образования и руководителей образовательных учреждений. – М. - № 3. – 2010 – с. 63.
  • Савина, О.О. Программа преподавания психологии в интегрированном курсе «Человек в обществе» [Текст] / О.О. Савина, О.М. Смирнова // Сборник программ победителей IIВсероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»». Рекомендовано «Федерацией психологов образования России».. – М.: Центр практической психологии образования, 2010. – 137 с. – с. 87-92.

 

Смирнова Ольга Михайловна – педагог-психолог ГОУ гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория».

Сфера научных интересов: Педагогическая психология, социальная и коммуникативная компетентность подростков.

Основные публикации:

  • Савина О.О., Смирнова О.М. Принципы построения единой программы психолого-педагогических дисциплин в гимназии. //Тезисы Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы», 16-18 декабря 2004 года, Москва.
  • Савина О.О., Смирнова О.М. Организация исследовательской деятельности учащихся в области психолого-педагогических дисциплин в гимназии №1505. // Научно-методический сборник в двух томах / П/р А.С.Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общерос. обществ. движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с. (с. 481-489)
  • Савина О.О., Смирнова О.М. Программа психолого-педагогических дисциплин в среднем и старшем звене гимназии. - М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 76 с.
  • Басик, Н.Ю. Интеграция психологии и обществознания в основной школе [Текст] / Н.Ю.Басик, О.О.Савина, О.М.Смирнова / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Журнал для администрации управления образования и руководителей образовательных учреждений. – М. - № 3. – 2010 – с. 63.
  • Савина, О.О. Программа преподавания психологии в интегрированном курсе «Человек в обществе» [Текст] / О.О. Савина, О.М. Смирнова // Сборник программ победителей IIВсероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»». Рекомендовано «Федерацией психологов образования России».. – М.: Центр практической психологии образования, 2010. – 137 с. – с. 87-92.
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su