«Развитие опознания и вербализации эмоций как основа эмоционального интеллекта» (научно-исследовательский проект)
Проблема эмоционального интеллекта (ЭИ) активно обсуждается в отечественных исследованиях с 2002-2003гг., хотя само понятие вошло в научное поле психологии еще в конце прошлого века и сразу завоевало популярность. Анализ литературы показывает, что исследования эмоционального интеллекта неоднородны: ядро составляют работы теоретического, методологического характера, направленные на разработку моделей ЭИ, далее следует большой пласт корреляционных исследований, связанных с попыткой определить место ЭИ в системе психических явлений и процессов, и широким, весьма размытым шлейфом идут работы, в которых ЭИ упоминается в качестве объяснительного механизма тех или иных результатов, зачастую без анализа содержания данного понятия. Исследований, связанных с развитием ЭИ, содержащих апробированные и проверенные программы формирования ЭИ крайне недостаточно и ориентированы они преимущественно на две возрастные группы: дошкольники и взрослые 25–40 лет.
Была проведена работа, включающая трехлетний лонгитюд и срезовые исследования, на основании чего была предложена авторская модель эмоционального интеллекта, рассматривающая опознание эмоций и способность вербализировать эмоции в качестве базовых структурных компонентов эмоционального интеллекта, а способность понимать эмоции (собственные и окружающих), управлять ими, выражать с помощью экспрессии — как процессуальные компоненты эмоционального интеллекта. Была показана гетерохронность показателей эмоционального интеллекта: от средних и низких значений в подростковом и старшем школьном возрасте (14–17 лет) к высоким и очень высоким в студенческом (18–21 год) и некоторое снижение — в молодом (25–35 лет). Доказано, что гендерные различия процессуальных компонентов эмоционального интеллекта носят неустойчивый характер как по обобщенным показателям, так и по большинству субшкал, за исключением внутриличностного управления — эта субшкала у юношей и молодых мужчин доминирует по сравнению с девушками и молодыми женщинами. Напротив, показатели структурных компонентов, в первую очередь, вербализации эмоций, и чуть менее наглядно — опознание лицевой экспрессии эмоций — демонстрируют устойчивые гендерные различия (в пользу женской выборки во всех обследованных возрастных группах) и положительную возрастную динамику.
В результате реализации лонгитюдного плана эксперимента было показано, что структурные компоненты эмоционального интеллекта — опознание и вербализация эмоций — поддаются тренировке как в очных тренингах, так и при работе на дистанционном интернет-тренажере, демонстрируя выраженную положительную динамику. Процессуальные компоненты показывают чувствительность к формирующим воздействиям только в рамках очных тренингов.
Анализ результатов лонгитюдного эксперимента позволил сделать вывод о том, что подростковый возраст является сензитивным периодом для оказания формирующих воздействий, направленных на развитие ЭИ.
Значимость заявленной проблематики позволила привлечь большое количество молодых исследователей к научной деятельности: в мероприятиях по теме НИР приняли участие: учащиеся колледжей — 12 человек, школьники — 74 человека, студенты — 41 человек, аспиранты — 2 человека, молодые исследователи — 4 человека.
Защищено курсовых работ по теме НИР — 34, дипломных работ — 6, магистерских диссертаций — 1.
Разработано учебных пособий — 1; курсов лекций — 1; курсов практических занятий — 1; программ по дисциплинам — 1; тестов — 4, учебно-методических пособий — 1, монографий — 1, статей в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК — 5, статей в научно-практических журналах — 3, тезисов конференций — 10. Общий объем публикаций по теме исследования составил свыше 22 а.л.
Проведено психологическое обследование 810 человек в возрасте 14–35 лет, получивших индивидуальные заключения об уровне развития эмоционального интеллекта, опознания лицевой экспрессии, объема словаря эмоций, уровня алекситимии, в том числе, после прохождения очных и дистанционных тренинговых занятий по развитию эмоционального интеллекта.
Студенты, привлеченные к участию в разработке темы НИР, заняли призовые места в 2 Областных конкурсах: XIII Областной конкурс научных работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» — 2 место в номинации «Гуманитарные науки» (2010 г.); Региональный конкурс студентов, молодых ученых и специалистов Свердловской области — 1–2 места в номинации «Научно-исследовательские работы» (2011 г.).
В рамках Ежегодной региональной конференции «Психология: от теории к практике» в 2011 и 2012 гг. была организована секция «Эмоциональный интеллект: проблемы и решения», в рамках которой студентами и магистрантами департамента психологии УрФУ было сделано 27 докладов.
Проведено 4 открытых научно-популярных лекций по темам «Эмоциональный интеллект в межличностных отношениях», «Мозг человека как детектор лжи», «Лицо человека — открытая книга», «Развитие эмоциональной сферы — основа психического здоровья» и 5 мастер-классов по теме «Лицевая экспрессия и детекция лжи».
Сертифицирован после апробации авторский тренинговый курс по развитию навыков опознания лицевой экспрессии, разработанный для подготовки специалистов по защите информации: «Профайлинг: коммуникативные техники детекции лжи», получивший сертификации и признание в Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге: http://www.oppl.ru/sertifikatsiya/reestr-prepodavateley-trenerov-ppl.html (№50).
Создан и активно функционирует Интернет-ресурс www.emintel.ru «Дистанционный тренажер опознания и вербализации эмоций», направленный на развитие способности опознавать лицевую экспрессию и вербализировать эмоции. Ресурс включает: диагностический блок, три модуля различной сложности, включающие интерактивные занятия, а также в открытом доступе представлены подборки статей по вопросам эмоционального интеллекта, опознания лицевой экспрессии, словаря эмоций, алекситимии.
Работа осуществлялась при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009–2013гг.».