Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Семейная академия» (образовательная программа)


Всем известно, что семья — это основа развития любого общества, но семья — это в то же время сложные и очень тонкие взаимоотношения. Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов (беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть). Данные периоды провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.

Пожалуй, наиболее сложным и «уязвимым» является переходный период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на дошкольном этапе необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или (и) интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводит к возникновению различных типов школьной дезадаптации, о чём свидетельствуют обращения за консультацией к психологу семей, имеющих детей-первоклассников с такими симптомами, как:

  • трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований;
  • недостаточное развитие произвольной сферы;
  • школьная тревожность (в более тяжелых случаях — школьный невроз).

Анализируя множество вопросов, с которыми молодые семьи обращаются за помощью к педагогу-психологу центра, можно прийти к выводу, что многие семьи осознают проблемы воспитания и межличностных взаимоотношений, но зачастую им не хватает элементарных знаний из области педагогики и психологии, чтобы разрешать возникающие проблемы.

Исследуя выше перечисленные проблемы, возникает необходимость поиска наиболее оптимальных форм и методов психопрофилактической работы с молодыми семьями.

На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, а так же анализируя результаты диагностического обследования внутрисемейных отношений клиентов, был разработан проект клуба молодой семьи «Семейная академия».

Цель проекта «Семейная академия» — создание условий для сохранения психического здоровья членов молодой семьи и гармонизации межличностных внутрисемейных отношений.

В рамках проекта, дети и родители готовятся к «новым социальным ролям» — «быть школьником» и «стать родителем школьника».

Проект занятий рассчитан на 30 совместных детско-родительских занятий и 30 тематических встреч родителей с психологом. Занятия клуба организуются 2 раза в неделю (совместное занятие родителей и детей и лекции, семинары для родителей). Продолжительность однократного занятия составляет 35 минут. Участники комплектуются в рабочие детско-родительские группы в количестве 10 семей.

Обучение в рамках проекта рассчитано на 1 учебный год и состоит из 3 этапов:

Организационный — набор детско-родительской группы, диагностика, собеседование, презентация программы (сентябрь);

Этап реализации — проведение цикла занятий, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультирование по внутрисемейным и внутриличностным проблемам, мини-лекции для родителей (октябрь-май);

Заключительный — обобщение, анализ результативности, оценка эффективности корректировка проекта (июнь). На заключительный этап реализации проекта проводится оценка эффективности проведенной работы методом оценки степени удовлетворенности молодых семей полученными услугами.

При построении цикла занятий были учтены следующие педагогические принципы:

  • безопасность;
  • учет индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей;
  • последовательность изложения материала;
  • сезонность;
  • ориентация на «зону ближайшего развития».

Структурные элементы занятия:

  1. Эмоциональное приветствие (коммуникативные игры);
  2. Работа по теме занятия;
  3. Кукольный театр;
  4. Динамическая пауза;
  5. Знакомство с цифрами, счет, арифметические и логические задачи;
  6. Игры, развивающие когнитивные процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь);
  7. Упражнения, направленные на развитие графомоторных навыков (формирование элементов самоподготовки);
  8. Ритуал окончания занятия, подведение итогов.

В предложенном проекте особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Проект реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.

Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты. В процессе занятий дети учатся активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, совершая путешествие по «Стране Знаний» учатся быть внимательными, любознательными

Результаты. Социальный эффект проекта.

Данный проект реализуется на базе молодежного центра «Галактика» с сентября 2009г. За период 2009–2012года в проекте приняло участие 40 молодых семей. Практика показала, что молодые семьи нуждаются в психолого-педагогической поддержке в этот «особенно трудный» — так утверждают родители, период жизненного цикла. Особой популярностью пользуются встречи родителей с психологом, так как именно эта форма работы помогает молодым родителям пополнять «багаж знаний» об особенностях психологии ребенка, понять и принять индивидуальные различия детей. Тематика мини-лекций подобрана в соответствии с запросами родителей, это такие вопросы, как: «Будущие школьные проблемы: Как их избежать?», «Если ребенок плохо подготовлен к школе»,

«Что значит «быть школьником» и «быть родителем школьника»?», «Если ребенок потерял интерес к учебе»

Дети — участники проекта с удовольствием посещают занятия, ведь каждая встреча — это увлекательная игра, приключение и множество открытий. А самое важное для ребенка то, что рядом находится самый близкий человек — мама, с которым можно радоваться успехам и разделить грусть, или позвать на помощь, если что-то не получается.

Результаты обследования детей, участников группы, на определение психологической готовности детей к школьному обучению (тест Керна — Йирасека), показывают высокие результаты: у 25 детей высокий уровень готовности (от 3 до 6 баллов), 5 детей — средний уровень готовности к школе (7–11 баллов).

Все дети, участники программы, успешно обучаются в начальной школе, о чем свидетельствует отличная успеваемость и результаты школьных исследований познавательной сферы детей.

Специалисты, исполнители проекта отмечают также, что работа молодых семей в таких группах, помогает родителям лучше узнать своего ребенка — как он взаимодействует в коллективе сверстников, как относится к учебе, труду и игре; что помогает скорректировать нежелательные черты личности и характера ребенка.

В течение нескольких лет родители — участники проекта оценивают на 100% удовлетворенность качеством предоставленной услуги.

Информация о реализации проекта «Семейная академия» была освещена в местных СМИ: газета «Берега», «Тутаевский моторостроитель», в Интернет-ресурсе — сайт Ярославской области «Молпортал».


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su