«Игровые комплексы по предупреждению и снижению агрессивности» (коррекционная программа для дошкольников)
В поведении и развитии детей дошкольного возраста проживающих в стационарном отделение ГКУСО «Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» часто встречаются различные нарушения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Результаты психолого-педагогической диагностики подтвердили наличие форм отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста, что явилось побудительной причиной для создания игровых комплексов, как формы коррекции агрессивного поведения.
В представленной коррекционной программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций с помощью осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, и развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним за счёт снижения фиксации на собственном «Я» ребёнка.
В коррекционной программе использован так же комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся также с навыками релаксации и саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создаёт условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.
Цели и задачи.
Цель: формирование навыков позитивного межличностного общения; снижение агрессивности и тревожности.
Задачи:
- коррекция психоэмоционального состояния (состояний агрессивности, тревожности, мышечных зажимов, освоение приёмов самораслобления);
- формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям.
Апробация.
Данная программа разработана и прошла апробацию в течение 1 года на базе ГКУСО «Светлоградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Время проведения каждого комплекса варьируется от 15 до 20 минут.
Основные методы, применяемые на занятии: фототерапия; сказкотерапия; элементы телесной терапии; специальные упражнения; импровизация; арт-терапия (рассматривание рисунков; свободное и тематическое рисование); аутотренинг с использованием релаксационной музыки; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; сочинение историй.
Курс практических занятий проводится в составе коррекционной группы (5–8 чел).
Цикл занятий, разработанный для детей дошкольного возраста, включает три этапа: диагностический; коррекционный; контрольный.
Диагностический этап. В целях выявления особенностей агрессивности, тревожности, эмоционально-волевой сферы, с вновь поступившими воспитанниками мною было проведено обследование дошкольников. Диагностику по проективным методикам «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Несуществующее животное» (А.Л. Венгер), методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса-Дарки).
В результате комплексного анализа были выявлены дети с агрессивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, тревожным состоянием, заниженной самооценкой. Согласно результатам исследования агрессивности учащихся в группе преобладают лица с высоким уровнем вербальной агрессии и обидой, чувством вины.
Это говорит о том, что испытуемые:
- выражают в большей степени негативные чувства в форме крика, визга, угроз, драк;
- очень осторожны по отношению к людям, не доверчивы,
- повышенное чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущает угрызения совести.
Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.
Коррекционный этап. Коррекционные занятия с дошкольниками проводятся в форме игровой терапии. Я считаю своей главной задачей обучать воспитанников приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения (особенно с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, истерические реакции), арт-терапии, сказкатерапии.
Контрольный этап. Данный этап представляет собой проведение оценки результативности проводимых занятий и заключается в сравнении показателей первичной (до начала занятий) диагностики с результатами обследования после занятий. В результате наблюдений, диагностического исследования были получены следующие результаты. Исходя из данных видно, что количество детей с высоким уровнем агрессивности 2 (8%) воспитанников, т.е. произошло уменьшение на 3 чел (10%)
Количество детей со средним уровнем агрессивности составляет 6 человек (22%), т. е. произошло уменьшение 5 чел (19%),а с низким уровнем 19 человек (70%), т. е. увеличение на 8 чел. Исходя из данных видно, что количество детей с высоким уровнем агрессивности 2 (8%). Количество детей со средним уровнем агрессивности составляет 4 человека (15%), а с низким уровнем агрессивности 21 человек (78%).
Выводы.
Реализация данной программы прошла успешно. В процессе игры дети познакомились с основными видами эмоций, улучшилось эмоциональное состояние детей, научились эмоционально поддерживать друг друга, снизился уровень тревожности и агрессивности, произошло сплочение коллектива, нейтрализовались негативные переживания детей, преодолелась ситуация внутренней изоляции у детей.
Разработанный мной цикл занятий ориентирован на коррекцию детского поведения, в форме игровых технологий, меняет стиль его поведения, что и подтвердилось при дальнейшем анализе эффективности цикла занятий.