Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Азбука для родителей» (образовательный проект повышения родительской компетентности)


Актуальность проекта.

Признаком последнего десятилетия является изменение ориентиров в образовательной деятельности и воспитании детей. Взросление современных детей происходит в новых условиях, меняются механизмы семейного воспитания (родители нацелены на профессиональную карьеру, легче разрывают неудачные браки, большую долю родительских обязанностей берут на себя бабушки и пр.). Вместе с тем, молодые родители, сами выросшие в сложное время изменения государственной идеологии и кризиса демократических преобразований (90-е годы XX века), зачастую теряются в определении верных подходов к воспитанию детей и выстраивании системы семейных приоритетов и ценностей. В сложившихся условиях кризиса традиционной модели детства важным является поиск средств духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения и проектирование духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека. Существенный вклад в решение перечисленных проблем и задач вносит организация «родительского всеобуча» в форме курсов повышения родительской компетентности.

Научная и практическая значимость проекта.

Разработка программы курсов повышения родительской компетентности — это обновленный контент, учитывающий эффективные традиции родительского всеобуча отечественной педагогики и включающий актуальные психологические практики, адекватный потребностям современных родителей и задачам модернизации образования. Теоретические основания данного проекта представлены идеей В.И.Слободчикова о гуманитарно-антропологическом образовании, «удерживающим всю полноту человеческой реальности в ее горизонтальных и вертикальных измерениях, … где главным образовательным результатом должно стать развитие человека во всех его духовно-душевно-телесных измерениях».

Данный проект — это одна из возможностей пробуждения семьи как социально-психологической общности, предоставляющей ребенку специфическую образовательную среду для его духовно-нравственного развития. Программа «Азбука для родителей» нацелена на формирование у родителей старших дошкольников «позиции ответственного родителя» и представлений о направлениях взаимодействия семьи и школы.

Представленный проект позволяет научно обоснованно оценить личностно-развивающий потенциал современных родителей и обнаружить закономерности введения значимых смысловых единиц не только в научное, но и обыденное сознание субъектов. Это обеспечит основание стабильности и устойчивости русской культуры, духовный рост, а в конечном итоге — осознание смысла русской цивилизации, особенностей ее развития.

Основное содержание работы.

Программа «Азбука для родителей» включает два раздела: «Мир детства» и «Школьный мир». Содержание предполагает рассмотрение как традиционных вопросов, связанных с возрастными особенностями детей и психологической готовностью к обучению, так и актуальных тем: «Уклад семьи — основа нравственного поведения ребенка», «Семейный отдых: увлечения или развлечения», «Дети и деньги», «Компьютер в доме: образовательный потенциал и скрытые опасности» и др. Программа рассчитана на 12 учебных часов (продолжительность одного учебного часа составляет 40 минут). С учетом занятости родителей дошкольников занятия по программе проводились четыре раза: в течение двух недель по два двухчасовых занятия в неделю. В проекте участвовали родители детей, посещающих занятия в «Школе будущих первоклассников». Каждое занятие обязательно включало изучение теоретического материала и практикум — ролевую игру, тренинг, мастер-класс и т.д. В качестве ведущих занятий выступали директор школы, заместители директора, учителя начальных классов. Постоянным участником всех занятий был психолог, сопровождающий проект. Учебный материал программы предполагал обязательное сочетание на каждом занятии теории и практики. Кроме того, концепция программы предусматривала подготовку по каждой теме «Памятки для родителей». Предпочитаемыми формами проведения занятий являлись следующие: тренинг, дискуссия, ролевая игра, круглый стол, метод кейсов (описание реальных психолого-педагогических ситуаций). Обучающиеся должны были проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базировались на реальном фактическом материале.

Результаты, выводы.

Проект «Азбука для родителей» реализован в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Калуги в 2012 году. Для оценки эффективности освоения программы использованы следующие формы: анкетирование, написание эссе «Я — родитель первоклассника». Реализация программы «Азбука для родителей» в пилотном режиме показала: программа востребована и дает необходимые эффекты. При подведении итогов участникам занятий была предложена анкета, включающая следующие вопросы: 1. Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе? 2. Какая тема (занятие, или просто информация) показалась Вам наиболее интересной? 3. Смогли бы Вы отметить изменения, которые произошли с Вами после посещения занятий? 4. Что Вы хотели бы добавить в программу, какую тему углубить? В качестве наиболее заметных изменений, родители будущих первоклассников отметили следующее: «Стали лучше понимать собственного ребенка, ставить себя на его место», «Поняли, как важна для успешного обучения линия родитель-ребенок-учитель».

Рамки предлагаемого проекта не позволяют решить обозначенные проблемы во всероссийском масштабе, однако первые шаги по формированию ответственного родительства, диалогического взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии личности ребенка на уровне начального образования можно сделать уже сейчас.

В качестве развития проекта возможна организация дистанционного обучения родителей на платформе сайта школы. Перспективным представляется создание продолжающих данную концепцию программ, рассчитанных на родителей младших подростков, подростков, детей с особыми образовательными потребностями.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su