Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи: теоретические и содержательно-организационные основы логопсихологии» (монография, издательство Palmarium academic publishing)


Автор:

Актуальность, научная и практическая значимость работы.

Важнейшей задачей совершенствования специального образования, преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена — системы раннего выявления и ранней комплексной медико-психолого-педагогической коррекции психических отклонений в развитии детей с задержкой речевого развития (ЗРР). Это позволит устранить разрыв между моментом определения первичного отклонения и началом целенаправленной коррекции, и будет способствовать полноценной интеграции данного контингента на дошкольном этапе.

Данное исследование выполнено в рамках логопсихологии, направлено на изучение и коррекцию психического развития детей с ЗРР в последовательной преемственности раннего и дошкольного возраста. Это связано с тем, что ряд психологических новообразований, свойственных детям раннего возраста с ЗРР появляются лишь в дошкольном возрасте, либо не появляется совсем, что обусловливает специфические особенности их психического развития. Психологическая коррекция, направленная на решение проблем аффективно-коммуникативного развития стимулирует появление экспрессивной речи, нормализуя психическое развитие в целом.

Отклоняющееся психическое развитие при ЗРР может быть успешно нормализовано в раннем или дошкольном возрасте, что обусловлено сензитивностью рассматриваемых возрастных этапов, или перейти в нарушение речи. Образ жизни современных детей обусловливает не только трудности коммуникации, адекватного выражения своих эмоций, но и ЗРР. Игра на компьютере, просмотр телевизора, общение, сведенное к минимуму, — это тератогенные факторы для психического развития, которые в настоящий момент действуют на каждого ребенка.

Научная значимость состоит в выдвижении концепции ранней психологической помощи детям с ЗРР, базирующейся на положении, что психическое развитие детей при ЗРР характеризуется потенциальными резервами психофизического становления, активизация которых позволяет преодолеть отклоняющееся развитие в раннем возрасте, способствует нормализации психического развития, обеспечивает возможности саморазвития ребенка и раннюю интеграцию в детское сообщество.

В работе впервые:

  • систематизируются междисциплинарные научные данные о психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста с ЗРР, как интегративном, динамически изменяющемся образовании;
  • теоретически анализируется содержание понятий «задержка речевого развития», «структура отклоняющегося психического развития», «аффективная регуляция», «фольклорокоррекция»;
  • теоретически обоснован и эмпирически апробирован коммуникативно-деятельностный подход к организации диагностической, коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ЗРР и НПР.
  • теоретически обосновывается типология ЗРР, по этиологическому принципу, предполагающему наличие небла¬гоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано;
  • разработаны теоретико-методологические, организационно-методические и содержательные основы изучения, становления и проявления коммуникативной и речевой регуляции детей с ЗРР и их сверстников с НПР применительно к раннему и дошкольному возрасту;
  • разработаны единые теоретические и содержательно-организационные подходы к изучению индивидуально-типических и индивидуальных особенностей детей с ЗРР с целью сопоставления результатов в последовательной преемственности раннего и дошкольного возраста;
  • определены критерии оценки уровня сформированности психического развития (речевой, эмоциональной, коммуникативной сферы) в направлении от абсолютной несформированности до возрастного норматива;
  • обоснованы принципы ранней психологической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ЗРР;
  • разработано конкретное содержание комплекса критериально-ориентированных психодиагностических методик, позволяющих определить индивидуальную структуру отклоняющегося психического развития на фоне общих и специфических закономерностей, обусловленных ЗРР;
  • получены новые эмпирические данные о вариативности отклоняющегося психического развития детей раннего и дошкольного возраста с ЗРР и НПР, показана специфика становления коммуникативной, аффективной и речевой регуляции;
  • определена значимость выявления индивидуальной структуры отклоняющегося психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста с ЗРР с учётом условий и вариантов психического развития;
  • выявлены основные варианты отклоняющегося развития детей раннего и дошкольного возраста с ЗРР, с целью возможной комплектации подгрупп и построения индивидуальных программ коррекции;
  • получены новые данные об особенностях развития аффективно-коммуникативной сферы в условиях кризиса трех лет у детей с ЗРР, индивидуализация психологических проблем, установление их иерархической структуры в каждом отдельном случае позволяет определить приоритеты в коррекционной работе, повысить точность и эффективность воздействий;
  • теоретически обоснована и структурирована, апробирована в условиях семейно-центрированной модели комплексная система психологической коррекции отклоняющегося развития детей с ЗРР с целью полноценной интеграции в социум на ранних этапах развития.

Практическая значимость.

  1. Разработана и апробирована модель диагностического изучения психического развития детей раннего и дошкольного возраста с ЗРР, которая может найти применение в практической деятельности специальных дошкольных образовательных учреждений в качестве средства диагностики, с целью выявления компонентов структуры отклоняющегося развития, динамического контроля, что важно для построения программы комплексной коррекции отклоняющегося развития при ЗРР.
  2. Разработанное на основе специально выделенных теоретических и организационных принципов предметное содержание программы коррекции отклоняющегося развития при ЗРР может быть использовано в дошкольном учреждении в качестве модели, помогающей проектировать индивидуальные программы помощи ребенку с привлечением родителей и педагогов.

Основное содержание работы.

Глава I. Теоретический обзор исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования.

Глава II. Концептуальная модель специальной психологической помощи детям с ЗРР в последовательной преемственности раннего и дошкольного возраста.

Глава III. Экспериментальное изучение психического развития детей раннего возраста с ЗРР.

Глава IV. Экспериментальное изучение психического развития дошкольников с ЗРР.

Глава V. Экспериментальная программа ранней психологической помощи детям с ЗРР в раннем возрасте в условиях семейно-центрированной модели.

Результаты, выводы.

  1. Отклоняющееся психическое развитие детей с ЗРР отличается от нормативного, но не достигает патологической формы, возникает под воздействием причин органического, социального, субъектного характера, действие которых может быть успешно компенсировано. Вариативность отклонения от программы развития отдельной функции или системы психических функций обусловливает задержка речевого развития, происходит смещение за пределы социально-психологического норматива, определяющегося социокультурной ситуацией ребенка раннего и/ или дошкольного возраста.
  2. Проанализировано современное состояние теории и практики изучения и коррекции отклоняющегося психического развития детей раннего и дошкольного возраста с ЗРР. Предложена концепция ранней психологической помощи детям с ЗРР. Ранняя психологическая помощь позволяет активизировать потенциальные резервы психофизического становления ребенка раннего возраста с ЗРР, что способствует нормализации психического развития, интеграции в группы детей с НПР на ранних этапах развития. Резервы совершенствования коррекционной психологической работы детьми с ЗРР заключаются в реализации индивидуального подхода к ребенку, в повышение психической активизации при взаимодействии с логопсихологом.
  3. Психическое развитие при ЗРР рассматривается автором как сложное интегративное психическое образование, характеризующееся вариативной структурой отклоняющегося развития, включающей лингво-когнитивный, паралингвистический, аффективный, коммуникативный компоненты. Автору представляется, что такой подход является наиболее продуктивным, так как компоненты взаимодействуют друг с другом, модифицируя тем самым эффекты каждого из них в отдельности, поэтому в динамике психоречевого онтогенеза характер этих влияний и конкретная синдромологическая структура закономерно меняются, изменяя и общую психологическую картину.

Следование данному подходу позволило перейти от исправления отдельных недостатков к комплексной коррекции отклоняющегося психического развития при ЗРР, что в результате способствовало нормализации психического развития у 1/5 детей раннего возраста с ЗРР, обеспечило возможности их саморазвития и раннюю интеграцию.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su