«Будь успешным» (коррекционно-развивающая прорамма)
«Будь успешным» — программа индивидуального психологического сопровождения подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Необходимость такой подготовки отмечена в Указе Президента РФ о национальной стратегии действий детей на 2012–2017 гг.
Индивидуальное психологическое сопровождение подготовки к выпуску каждого воспитанника позволяет быть максимально полезным и исключить изучение тех тем, которые не являются для воспитанника проблемными.
Новизна программы заключается в наборе используемых форм и методов работы. Основное место в ряду используемых методов и форм работы, было отведено тем, которые направлены на активность преимущественно правого полушария головного мозга, это все методы, связанные с образами, формами, творчеством: арт-терапевтические методы, фототерапия, методы видео обсуждения, визуализации, методы телесно-ориентированной терапии. Использование таких методов позволяет обратиться к не осознаваемым проблемам воспитанника, вычленить их, скорректировать, в доступной форме донести важную для повышения психосоциальной адаптации информацию.
Программа включает в себя инвариативный (обязательный) модуль и вариативный модуль (по выбору).
Задачи программы.
- Повышение уровня стресоустойчивости
- Развитие способности самостоятельно ставить позитиные цели и формирование навыка планирования достижения целей.
- Формирование ответсвенности.
- Снижение психоэмоционального напряжения в период подготовки к выпуску.
- Содействие профессиональному выбору
- Повышение коммуникативной культуры.
- Формирование позитивного образа семьи.
Ход реализации проекта.
Сроки реализации программы: период подготовки воспитанника к выпуску (примерно 1 год).
Контингент: воспитанники 16–18 лет.
Содержание программы.
Инвариативный модуль.
1 блок «Сам строю свою жизнь» нацелен на формирование мотивации на участие в самой программе и создание условий для формирование таких сложных для наших воспитанников умений как постановка реальных целей, формирование ответственного отношения к своему выбору, поступкам.
В содержание занятий включено упражнение визуализация «круги Коттла». Данный тест позволяет не только актуализировать ценностные размышления о будущем, самоодиагностировать временную перспективу, но и вычленить и провести психологическую коррекцию неосозноваемых воспитанником трудностей, препятствующих повышению психосоциальной компетентности.
Так же, в данном блоке у воспитанника формируется видение своего будущего, перспектива («Линия жизни»), он учиться не только ставить цели, но и определять глубинную, неосозноваемую цель, намечать этапы достижения.
Важным в данным блоке является и применение метода цветовых метафор И. Соломина. Данный метод позволяет воспитаннику осознать что является главным в жизни, в какой мере удовлетворены потребности, каковы его реальные (зачастую неосозноваемые) намерения, каков источник стресса. Размышления по результату увиденного самим воспитанником, грамотно организованное психологом обсуждения позволяет не только «вскрыть» трудности, но и эффективно провести коррекцию.
2 блок. «Справляюсь со стрессом» нацелен на развитие стрессоустойчивости, обучение способам выхода из стресса, а так же продуктивным способам разрешения трудных жизненных ситуаций. Использование фильма « С лёгким паром» помогает познакомить с реакциями на стресс и сформировать интерес к самой природе стресса.
Одним из ключевых моментов блока является знакомство с теорией А. Элисса перевода иррациональных убеждений в рациональные.
Осознанию собственных ресурсов способствует использование на занятии фотографий как готовых, так и создаваемых в процессе работы. Фотосессия « мой успех» создаёт внутренний ресурс успешности и веры в себя. Просмотр активизирующей презентации и чтение притчи помогает осознать относительность стрессового воздействия, улучшить эмоциональное состояние.
3 Блок. Фотоальбом «Мой детский дом». В преддверии самого выпуска воспитаннику предлагается создать фотоматериал (фотоальбом) на тему « Мой детский дом». В данной ситуации фотоальбом отражает его прежний опыт и прежние связи. Альбом выполняет функцию « переходного объекта» и помогает эмоционально подготовиться к моменту выхода. Фотографирование восстанавливают положительный опыт нахождения в детском доме.
Вариативный модуль.
4 блок. «Моя профессия». Данный блок решает задачу определения профессионального выбора. В содержание занятия входит активизирующий опросник «За и против». Самодиагностирование позволяет не только выявить ориентировочно способности и качества, но спровоцировать ценностные размышления о выборе профессии. Важной теоретической информацией является знакомство с условиями успешного профвыбора и уловками мошенников при поиске работы.
Воспитанник осуществляет под руководством психолога поиск информации о востребованности выбранной профессии на рынке труда условий работы, предлагаемой заработной платой посредством СМИ и интернет - ресурса,
5 блок «Моё общение». В данном блоке работа строится при совместной работе психолог-воспитанник и наблюдением, обсуждением коммуникативного взаимодействия других людей посредством кинопросмотра. В данном блоке воспитанник знакомиться с правилами принятия и высказывания критики, противостоянию чужому влиянию. Используемые фильмы: «Кин дза-дза», «Кот в сапога», «Москва слезам не верит», «Брильянтовая рука».
6 блок «Готовность к семейной жизни». Часть содержания занятий в этой теме имеет теоретический материал, где воспитанник знакомится с этапами развития семьи, семейными кризисами (по материалам семейной психологии Варги).
Так же, в блок входит занятие с использованием метода кинотерапии, нацеленное на содействие осознанию значимости родственных отношений в жизни человека («Клик. С пультом по жизни»).
Прежний негативный опыт проживания в семье негативно влияет на семейные отношения выпускника, его выбор, разрешения внутрисемейных отношений, поэтому в блоке есть занятие посвященное данной теме.
7 блок. «Моё самообладание». Воспитанник под руководством психолога выполняет ряд упражнений, нацеленных на снижение психо - эмоционального напряжения.
Результаты и выводы.
Исследование уровня готовности к выпуску проходит 2 раза: до изучения программы и после.
Методики выявления ожидаемых результатов, диагностики и оценки.
- Модифицированная методика цветовых метафор И.Л. Соломина.
- Методика изучения выхода из трудных жизненных ситуаций Р.С. Немова.
- Тест «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова.
- Методика выявления копинг-поведения Э. Хэйма (адаптирована Л.И. Вассерманом).
- Методика измерения самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан).
- Методика изучения уровня субъективного контроля (УСК) Р.С. Немова.
Анализируя результативность изменений всех критериев можно сделать вывод о росте уровня социальной адаптации и возрастании психологической готовности к самостоятельной жизни в результате изучения программы (см. Приложение).