Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Посттравма: диагностика и терапия» (печатное издание)


ПОСТТРАВМА: ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ

Актуальность. Исследования психического состояния вовлечённых в травматические события и практика психологической помощи в случаях посттравмы приобрели особенную актуальность в XXI веке в связи с угрозой террористических актов.

Социальная значимость.   Книга рассказывает, как можно изменить или контролировать социально дезадаптивные паттерны поведения, спровоцированные травматическим событием.

Научная значимость.  Психологи полагают  травматическим любое субъективное переживание, дезорганизующее Я. С этой неопределённостью тесно связаны проблемы диагностики и лечения травмы. Работа развивает наррадигмальный подход и предлагает в качестве диагностического критерия динамику осмысления травмы.

Практическая значимость. Работа знакомит с терапией травматических и посттравматических состояний. Освещены проявления травмы и диссоциации в тестовом исследовании. Подробно представлен психодинамический подход к интерпретации проективных тестов. Тем самым восполнен пробел в отечественной психодиагностической литературе. Книга помогает терапевтам осознавать свою мотивацию, анализировать личностную динамику свою и клиента, учит резюмировать клинический материал и обдумывать его в рамках разных теоретических моделей.

Значение для развития психологии. Издание реферирует современную англоязычную литературу по психотерапии и психодиагностике травмы и диссоциации, снабжена перечнем 80-ти англоязычных журналов, отражающим современное состояние психологических дисциплин. В силу того, что терапия травмы предъявляет повышенные требования к личности терапевта, особое внимание уделено вопросам личностной динамики. Читатель впервые подробно знакомится  с современным клиническим применением теста Роршаха и его психодинамической интерпретацией.

Цели. Основная цель работы – повышение квалификации молодых специалистов в области психологии, психотерапии и психодиагностики. 

Аудитория, на которую рассчитан проект. Работа предъявляет к читателю ряд требований: достаточной уровень базовой подготовки в области клинической психологии, психотерапии и психодиагностики, знакомство с основными теориями психоанализа, готовность признать за собой существование иррациональных тенденций, вторгающихся в работу, способность выносить эмоционально перегружающие подробности травматического переживания. Книга предназначена для психологов старших курсов вузов,  психотерапевтов, социальных работников, семейных консультантов, психодиагностов.

Основное содержание работы (или её этапы). Материал книги структурирован трёхчастно:

1. Вгляд психотерапевта.
2. Взгляд психодиагноста.
3. Вгляд психиатра.

Первая часть психотерапевтического раздела книги затрагивает темы травматического события и динамики его осмысления. Автор развивает теорию наррадигмы, применяет методы нарративной психологии к анализу травматического переживания и последствий травмы. Теотерический материал дополнен примерами из практики автора и литературными иллюстрациями. 

Вторая часть даёт определение травматического переживания и посттравмы как патологического состояния, подробно описывает психологические последствия травмы.

Третья часть посвящена терапии посттравмы. В ней представлены «терапия раскрытием» по Эдне Фоа, обсуждается проработка злости, стыда и вины в психотерапии посттравмы. Заключает раздел обзор основных теоретических моделей травматического воздействия.

Первая часть психодиагностического раздела книги знакомит читателя с теоретической основой психоаналитической диагностики.

Вторая часть рассказывает о том, как отражаются в проективных тестах Роршах и ТАТ, наиболее авторитетных в современной зарубежной проективной психологии, травматическое переживание и его последствия. Материал иллюстрирован клиническими примерами. Представлены признаки глубокой диссоциации в проективных тестах, приведены классические примеры на диссоциативные феномены в тестовом исследовании. Описана психопатология чередующейся личности (в англоязычной классификации диссоциированная личность), освещена дискуссия в профессиональной литературе о чередующейся личности.

Третья часть представляет полный протокол психодиагностического исследования. Автор кропотливо анализирует материал проективных тестов,  относящийся к теме детской сексуальной травмы.

Первая часть психиатрического раздела книги представляет взгляд на работу клинического психолога с рефлексивной позиции. Автор знакомит читателей с трудами Р. Шефера и современной англоязычной литературой по психодинамике. Охарактеризованы иррациональные тенденции и их вторжение в работу психолога. Описаны основные типажи среди психологов. Детально разбирается личностная динамика клиента и личностная динамика психолога. Даётся развёрнутый анализ взаимодействия в ситуации тестирования.

Вторая часть представляет клинический материал психотерапии хронического посттравматического расстройства.

Третья часть рефлексирует изложенный клинический материал. Личностная динамика пациентки рассмотрена с точки зрения когнитивной психотерапии, модели психологии Я, эго-психологии, модели объектных отношений, и диссоциативной динамики.

Книга снабжена словарём психологических защит. Работа опирается на 100 современных литературных источников, из них 50 на английском языке.

Результаты, выводы.

Работа автора предлагает диагностический критерий для работы с травматическими переживаниями: динамика осмысления травматического события. Книга знакомит с теоретическими основами психоаналитической диагностики и психодинамической интерпретацией теста Роршаха, основного проективного метода в зарубежной клинической психологии. Издание вносит вклад в формирование профессионального самосознания психотерапевтов. Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что книга О. В. Бермант-Поляковой «Посттравма: диагностика и терапия» содействует повышению профессиональной квалификации психологов, психотерапевтов, психодиагностов и консультантов.

Бермант-Полякова Ольга Викторовна:

1990-1995. Ростовский государственный университет. Психолог.
1995-1998. Аспирантура, специальность  социальная психология. Кандидатская диссертация защищена в РГУ в 1998 г.
1993-1997. Психодраматист, институт Морено, Уберлинген, Германия
2000-2005. Клинический психолог, ординатура в медицинском центре Тель-ха-Шомер, Израиль
Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.
Член израильского общества клинических психологов.
Член международного роршаховского общества.
Член международного общества по исследованию диссоциации.
Главный редактор сайта "Роршах и психоаналитическая диагностика" www.rorschach.ru
Подробнее: http://subscribe.ru/author/32535


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su