Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологические средства коррекции делинквентного поведения» (кандидатская диссертация)


1. Психологические средства коррекции делинквентного поведения

2. Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по  многим причинам. Одна из них заключается в том, что люди, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Большинство несовершеннолетних преступников – это люди с серьезными личностными проблемами и нарушениями. Данный проект включает в себя психологические средства коррекции, которые могут способствовать помощи в кризисном состоянии или депрессии, при психологической травме или тревоге, направленная на изменение и развитие личности; на закрепление норм поведения подростка по отношению к окружающим людям; на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции; на определенные психологические структуры личности.

3. Для снятия стрессового состояния и психоэмоционального напряжения подростков-делинквентов в условиях воспитательной колонии с учетом возрастных особенностей введены групповые коррекционные занятия с элементами арт – терапии и  музыкотерапии. Именно в групповых занятиях быстрее происходит познание социального опыта, формирование нового поведения, создаются условия проявления активности и самостоятельности, появляется возможность свободно высказаться, быть услышанными и понятыми такими же, как они людьми, с аналогичными проблемами.

4. Разработка программы психокоррекционных сеансов в пенитенциарных учреждениях.

5. Способствовать снижению уровня делинквентности (снижению агрессивных тенденций, уровня тревожности, нарушений в эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной сфере несовершеннолетних осужденных).

6. Делинквентные подростки, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

7. Программа  основана на элементах музыкотерапии и арт-терапии и включает 15 сеансов, на которых подростки смогут выразить при помощи материалов свои эмоции, мысли, чувства, что поможет им преодолеть некоторые нарушения в эмоциональной, мотивационной, волевой сфере:

1. Сеанс арт-терапии «Линия жизни»
2. Сеанс музыкотерапии
3. Сеанс релаксации «Хемесинг - обезболивание»
4. Сеанс арт-терапии «Я и другие»
5. Сеанс песочной терапии
6. Сеанс музыкотерапии
7. Сеанс релаксации «Хемесинг – подзарядись энергией»
8. Сеанс арт-терапии «Мое самое яркое и светлое (счастливое) воспоминание детства»
9. Сеанс музыкотерапии
10. Сеанс релаксации «Хемесинг – снятие напряжения и эмоциональных деструкций»
11. Сеанс песочной терапии
12. Сеанс арт-терапии «Мандала»
13. Сеанс музыкотерапии
14. Сеанс релаксации «Хемесинг – концентрация внимания»
15. Заключительное занятие – рефлексия.

В содержание музыкального диска вошли произведения, направленные на снижение напряженности, улучшение самочувствия и др.

Экспериментальная часть исследования включала три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе  были  разработаны  критерии  для определения уровней делинквентности; сформирована экспериментальная и контрольная группы. Основной этап включал проведение первичной психологической диагностики в этих группах, при этом были подобраны соответствующие и более доступные методики для данной  выборки, чтобы определить уровень делинквентности: методика «Восьмицветовой тест Люшера»; опросник Шмишека для выявления акцентуации характера; методика «16 – ФЛО -  187 - А» (16-факторный личностный опросник, 187 вопросов, форма «А» Кэттелла); арт – тест, далее следовало апробирование психокоррекционных средств в экспериментальной группе. Заключительный этап включал повторную психологическую диагностику в двух группах по аналогичным методикам, в результате чего подтвердилась результативность психокоррекционных сеансов. Важно отметить, что изучение данной категории лиц и их личностных особенностей требует теоретического навыка в области возрастной, педагогической, коррекционной психологии, психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования,  а также основы пенитенциарной психологии

8. Контроль за динамикой происходил при помощи результатов повторной диагностики, где видны изменения по заранее определенным критериям. Также изменения подтвердились графическим анализом и методом математической статистики.  После проведения коррекционной программы в экспериментальной группе с элементами музыкотерапии и арт-терапии у подростков произошли изменения в эмоциональном состоянии, улучшение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, т.е. снизился общий высокий уровень делинквентности и повысился низкий (график 1).

Изменение уровня делинквентности в контрольной и экспериментальной группах

График 1. Изменение уровня делинквентности в контрольной и экспериментальной группах

Итак, данная программа позволяет снизить высокий уровень делинквентности и положительно воздействует на коммуникативную, эмоциональную сферу, способствует снижению уровня тревожности и агрессии, способствует улучшению общения в группе. Также эта программа может помочь несовершеннолетним  правонарушителям при адаптации в условиях воспитательной колонии.

Данный проект может быть использован сотрудниками воспитательного учреждения: начальниками отрядов, педагогами школы для учета индивидуальных особенностей и, соответственно, для поиска более эффективных средств работы с осужденными подростками, для формирования доверительных отношений.

Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы коррекции делинквентного поведения. Перспектива работы - введение в коррекционную программу элементов интегративной танцевально-двигательной терапии.

Костикова Александра Владимировна - в 2006 году окончила факультет психологии и педагогики по специальности педагог-психолог, специализация психологическое консультирование Омского государственного педагогического университета. Место работы: ФГУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области, должность: старший психолог психологической лаборатории; сфера научных интересов: пенитенциарная психология, психологическое консультирование, коррекция делинквентного поведения.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su