- Сидоренко Елена Васильевна
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
Проект «Тренинг эмоционального интеллекта» представляет собой книгу с полным описанием программы тренинга по развитию эмоционального интеллекта.
Актуальность
Запрос на проведение тренинга и коучинга по развитию эмоционального интеллекта в последние годы является одним из наиболее частых. В постоянно меняющихся условиях современного мира эмоциональная жизнь человека становится все более напряженной. Требуется находить новые способы взаимодействия человека с самим собой и с миром, новые методы саморегуляции, взаимодействия с близкими людьми, с деловыми партнерами, клиентами, сотрудниками, учениками. Необходимо использовать методы, которые помогали бы повысить качество жизни людей и помочь им поддерживать ресурсное состояние.
Новизна
- Выдвинута и частично подтверждена гипотеза о приоритетном значении функции управления эмоциями и подчиненном значении функции понимания эмоций.
- Выдвинута и частично подтверждена гипотеза о тенденции отрицательной связи между эмоциональностью и эмоциональным интеллектом.
- Получены данные о том, что люди с разными типами психологической натуры осознают возможности и ограничения своего эмоционального интеллекта, причем одни и те же закономерности проявляются у разных людей, в разных группах и в разное время.
- Установлено, что наиболее высоким эмоциональным интеллектом характеризуются сентиментальные натуры.
- Доказано значение эмоционального интеллекта для обеспечения достижений и предотвращения провалов в деятельности людей.
- Впервые описана концепция тренинга, построенная на проверке гипотез и эмпирическом доказательстве возможностей и ограничений эмоционального интеллекта непосредственно в ходе тренинга.
- Впервые опубликована полная программа тренинга «Эмоциональный интеллект в бизнесе» с подробным описанием каждого упражнения.
Значимость проекта
Текст проекта (книгу) можно использовать как непосредственное практическое руководство для самостоятельного ведения тренинга.
Основное содержание работы
Работа состоит из 8 глав. Главы 1-3 посвящены описанию сути эмоционального интеллекта, его четырем компетенциями, вариантам его структуры. Обосновано приоритетное значения компетенции «Управление эмоциями других». Проанализировано соотношение между эмоциональностью и эмоциональным интеллектом, определены возможности и ограничения четырех типов психологической натуры (по С.Л.Рубинштейну): страстной, эмоциональной, сентиментальной и холодной. Проанализированы результаты исследований автора и других исследователей о значении эмоционального интеллекта для эффективности деятельности человека.
Главы 4-7 посвящены описанию упражнений по развитию четырех компетенций эмоционального интеллекта: 1) понимание собственных эмоций; 2) понимание эмоций других людей; 3) управление собственными эмоциями; 4) управление эмоциями других людей.
Глава 8 посвящена описанию последовательности проведения упражнений в однодневном и в двухдневном тренинге эмоционального интеллекта.
Результаты, выводы
Проект доказал свою эффективность в практической работе автора и его последователей при проведении программ тренинга в компаниях «СУЭК», «ПРОМЕТ», «Полюс-Золото», а также в вузах страны: СПбГУ, РАНХиГС и ВШЭ.