«"Важней всего погода в ДОУ", создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе» (проектная деятельность педагога-психолога в ДОУ)
Психолог в образовании обязательно ведет работу с педагогическим коллективом. В данном проекте я попыталась обобщить и систематизировать свою работу в этом направлении.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами.
Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций.
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых воспитателей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивания, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. На практике я вижу, что стремление ВУЗов разнообразить образование студентов, включая попутные специальности (не просто воспитатель, а еще и психолог или логопед) ведет на самом деле к ухудшению качества получаемого образования. Молодые специалисты получающие верхушки разнообразных знаний, на самом деле, в последнее время, плохо владеют даже методикой проведения занятий с дошкольниками. В итоге, на практике, во время работы в детском саду мы имеем неуверенных в себе педагогов. Именно поэтому в проект включена задачаповышения уровня знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей.
С другой стороны профессия педагога относится к духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретаеттакое же значение, как и его профессиональная подготовка.
Мною разработан и совместно с руководством апробируется в нашем дошкольном учреждении проект «Важней всего погода в ДОУ»
Объект исследования: педагогический коллектив МДОУ
Предмет исследования: психологический климат в коллективе.
Цели:
- Совершенствовать психологическую компетентность педагогов;
- Обеспечить реальную гуманизацию взаимодействия детей и педагогов;
- Помочь наиболее успешно реализовать себя в поведении и деятельности;
- Способствовать сохранению психического здоровья.
Задачи проекта:
- Повысить уровень знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей. Помочь осуществить индивидуальный подход в общение с детьми.
- Развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций.
- Овладение навыками управления стрессом (противострессовая переделка дня).
- Овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визоаулизации, концентрации.
- Овладение дыхательными техниками.
- Способствовать развитию психологической грамотности педагогов.
Гипотеза: Если провести с коллективом педагогов работу по совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучить их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучить приемам выхода из стресса и его профилактике, провести профилактическую работу по эмоциональному выгоранию педагогов, то психологический климат в коллективе улучшиться, улучшится психическое здоровье педагогов.
Практическая значимость проекта заключается в подборе диагностического материала, составление и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Улучшение психологического климата в коллективе;
- Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка, укрепление его психического здоровья;
- Рост творческого потенциала педагогов;
- Улучшение психического, а вместе с тем и физического здоровья педагогов.
Апробация проекта начинается с диагностики, которая включает в себя: диагностику психологического климата в коллективе, диагностику эмоционального выгорания Бойко, диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой),диагностику уровня тревожности и агрессивности педагогов, диагностику на стрессоустойчивость. Затем проводятся тренинги по взаимодействию с различными категориями детей, консультации по сохранению психического здоровья, тренинг по психотерапии профессиональной усталости, тренинги по обучению методам саморегуляции и релаксации, обучению дыхательным техникам, коммуникативные тренинги как с воспитателями, так и с младшими воспитателями, семинар по здоровому образу жизни, разработаны рекомендации по сохранению психического здоровья, педагоги обучаются как вести себя в стрессовых ситуациях, приемам противострессовой переделки дня и многое другое.
Длительность проекта 5 лет.
Результаты диагностики
Психологический климат в коллективе определялся в анкете по определенным критериям. После реализации проекта удовлетворенность перечисленными в анкете критериями выросла в среднем на 10-15 процентов. Так на 7% выросла удовлетворенность работой в детском саду и взаимоотношениями с коллегами, на 12% улучшилось настроение в коллективе,на 8% - творческая атмосфера в коллективе, на 15% согласованность действий педагогов, остались неизменными критерии которые к сожалению не зависят от работы психолога – это удовлетворенность материальной базой, заработная плата. Я думаю, что показатели были бы выше, если бы не незначительная текучка в коллектве. По смене месте жительства и в дектеретный отпуск ушли 20% коллектива педагогов.
Уровень тревожности педагогов.
Методика измерения уровня тревожности Тейлора. За время проведения проекта уровень тревожности педагогов снизился на 20%
Определение уровня депрессии Т.И. Балашова: в состоянии без стресса находилось в начале реализации проекта 46% педагогов, на конец – 65%. Субдепрессивное состояние испытывают 6 процентов педагогов, на 50% меньше, чем на начало проекта. На конец осуществления проекта не выявлено не одного педагога, испытывающего сильную депрессию.
Диагностика профессионального «выгорания»(К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений – это составляющие «профессионального» выгорания. Как мы видим из диагностики все эти составляющие уменьшились на 10 – 15 процентов, что говорит о снижении количества педагогов, испытывающих это состояние.
Заключение
По результатам проведения итоговой диагностики видно, что психическое состояние педагогов улучшилось. Снизился уровень тревожности, уменьшилось количество депрессивных состояний и состояний, составляющих «профессиональное» выгорание педагогов. С другой стороны по результатам анкетирования улучшился психологический климат в коллективе. Результаты проведения проекта видны и визуально. Педагоги стали более доброжелательно общаться друг с другом, за последний год нет не одного конфликта в коллективе. Количество больничных листов по болезни сотрудников снизилось на 30%, что говорит и о улучшении физического здоровья.
Таким образом, очевидно, что цели и задачи, поставленные в проекте, достигнуты. После проведенной работы с коллективом педагогов по совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучению их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучению приемам выхода из стресса и его профилактике, проведению профилактической работы по эмоциональному выгоранию педагогов, пропаганде здорового образа жизни психологический климат в коллективе улучшился, улучшилось психическое здоровье педагогов.
Королева Татьяна Александровна - педагог-психолог высшей категории, практический психолог. Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Звездочка».
Основные публикации: напечатана книга «Открой себя миру» , издательство ГОУ ДПО(ПК) С «Марийский институт образования», несколько статей в сборнике «Мозаика» управлении образования г. Йошкар-Ола, Обобщала представленный опыт на республиканских и межрегиональных конференциях.