Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Творческая мастерская “На планете чудес”» (комплект творческих задач для детей старшего дошкольного возраста для интерактивной доски)


Умение мыслить оригинально и творчески наиболее востребовано в современной динамически развивающейся действительности в разных направлениях профессиональной деятельности человека. По словам Дэниела Пинка, эксперта в сфере социально-экономических течений, «будущее принадлежит людям совсем иного склада и с иным устройством сознания – способным к сопереживанию и творчеству, умеющим распознавать образы и порождать смыслы» (Пинк, 2009), т.е. людям творческого типа мышления. По определению психологов творческим можно назвать такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (Немов, 2011). При этом продукты данных видов мышления будут различными.

Развитие творческого мышления наиболее естественно происходит в дошкольном возрасте, так как физиологически дошкольники являются «правополушарными созданиями», для них характерно образное восприятие окружающего мира, одушевление и наделение свойствами живых неодушевленных предметов – анимизм (Ж.Пиаже). Вследствие этих особенностей у дошкольников воображение и образные формы мышления выступают ведущей функцией познания мира(Венгер, 1988). Поэтому проблема развития творческих способностей становится актуальной, как педагогическая проблема, именно в дошкольном возрасте, при этом средства и условия развития этих способностей должны быть нестандартными и современными, использующие новые возможности технического прогресса нашего времени.

В настоящее время в практической работе с детьми педагоги и психологи активно используют ИКТ-технологии. Применение ИКТ-технологий в практике специалиста должно соответствовать следующим критериям: целесообразность и результативность для практической развивающей или коррекционной работы с детьми. Данным критериям эффективности наиболее полно соответствует интерактивная доска, которая  используется как средство обучения и развития детей специалистами разного профиля деятельности.

Идея развития творческих способностей дошкольников в условиях интерактивной среды доски не случайна и основана на особых возможностях и функциях этого средства обучения.

Преимущества использования интерактивной доски в процессе развивающей работы с дошкольниками:

  • возможна коллективная творческая деятельность дошкольников,
  • интерактивная деятельность дошкольников с объектами творческих задач,
  • в условиях интерактивной доски возможна проблемность и наглядность изложения творческих задач,
  • яркость и привлекательность объектов творческих задач для детей дошкольного возраста,

Характеристики интерактивной доски PanasonicElitePanaboardUB-T880 для развивающей работы:

  • возможность одновременной работы 3-х детей (технология мультитач),
  • сенсорная поверхность доски – возможность передвигания объектов доски и рисования  непосредственно пальцами рук.

Данные преимущества интерактивной доски были задействованы в процессе разработки творческих задач, которые стали составной частью творческой мастерской, объединенной общей темой – «Планета чудес».

Цель мастерской «Планета Чудес»-развитие творческих способностей детей: продуктивности, оригинальности и гибкости мышления через решение творческих задач мастерской.

Задачи:

  • развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
  • развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной творческой работы;
  • развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
  • развитие навыка работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения дивергентных задач.

Для развития творческих способностей дошкольника в мастерской «Планета Чудес» предлагаются различной сложности задачи, через решение которых у ребенка развиваются самые важные составляющие творческого мышления:

  • продуктивность мышления - способность вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию;
  • оригинальность мышления – способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных;
  • гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи.

Задачи, которые предлагаются детям в творческой мастерской, в большинстве своем относятся к типу дивергентных задач, т.е. задач, имеющих не один, а много правильных ответов. Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы для их решения связаны с дивергентным мышлением (от лат. divergentis- «расходящийся в разные стороны») (Савенков, 2004). Данный вид мышления (Дж.Гилфорд) определяют как творческий, т.к. он тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества разнообразных оригинальных идей (Савенков, 2004).

Задачи объединены общим сюжетом, где главная героиня творческой мастерской девочка Фантазейка путешествует по сказочной планете, попадает в разные «проблемные» ситуации, а дети становятся ее «добрыми помощниками», друзьями по общей игре. Дети на интерактивной доске могут не только видеть «картинки», что происходит на обычной доске, но и прикасаться к ним, двигать, менять размер, форму, манипулировать объектами непосредственно руками, рисовать пальцами, прятать картинки за «шторками», что вызывает неподдельный эмоциональный интерес у дошкольников, для которых любой процесс познания должен пройти на уровне тела, через тактильный контакт с предметами и активную деятельность. По словам Д. В. Винникотта: «В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества» (Винникотт, 2002). В такой игровой деятельности наиболее активно и естественно проходит развитие дошкольников, так как игровая деятельность является ведущей для данного возраста, развивается познавательный интерес, как ведущий мотив познавательной деятельности, создается благоприятный эмоциональный фон занятия.

Примерные типы творческих задач мастерской

 1 задача.

Формулировка задания: «Жила была девочка по имени Фантазейка, она очень любила придумывать, фантазировать и играть. Совсем как ты. Поиграй с ней, она может прыгать, становиться большой или маленькой, и даже вставать на голову, вот такая фантазерка!»

Тип задания:  игровая деятельность с объектом.

Этап занятиязнакомство  с основным персонажем мастерской.

Технология выполнения задания:

Перемещение объекта при помощи технологии «draganddrop», освоение возможностей объекта в игровой деятельности – увеличение/уменьшение, переворачивание и т.п.

Дети по очереди «играют» руками с объектом, осваивая навыки технологии «draganddrop», навыки работы с интерактивной доской. 

Методическая ценность задания: игровая деятельность с объектом позволяет быстро освоить навыки работы с доской, повышает мотивационную составляющую выполнения задания, развивает способность детей к свободному фантазированию.

2 задача.

Формулировка творческой задачи«Эта планета необитаемая, а мы построим для Фантазейки Планету Чудес».

Тип задания:  рисование.

Этап занятияосновная деятельность.

Технология выполнения задания:

Рисование маркером, выбор цвета линий, перемещение объекта.

Работа малыми группами детей (по 3 человека): коллективное творчество детей у доски, представление и защита «малого проекта» планеты Чудес.

Методическая ценность задания:в процессе коллективного творчества развивается коммуникативная компетентность дошкольника, умение согласованно работать в группе, открыто высказывать свои идеи, творческая задача направлена наразвитие продуктивности и оригинальности мышления детей.

3 задача.

Формулировка творческой задачи: «На планете чудес живут необычные обитатели, придумаем и назовем новых жителей планеты».

Тип задания: конструирование, рисование.

Этап занятияосновная деятельность.

Технология выполнения задания:

Рисование маркером, выбор цвета линий, перемещение объекта.

Методическая ценность задания: в процессе коллективного обсуждения создания фантастического обитателя планеты у детей развивается способность продуцировать оригинальные идеи, коммуникативная компетентность дошкольника, умение согласованно работать в группе.

4 задача.

Формулировка творческой задачи: «Фантазейка очень добрая девочка, найди ее друзей и попробуй нарисовать своего, нового друга. Подумай, в какие игры Фантазейка любит играть со своими друзьями».

Тип задания: группировка, рисование.

Этап занятияосновная деятельность.

Технология выполнения задания:

Перемещение объекта при помощи технологии «draganddrop», рисование маркером, выбор цвета линий.

Методическая ценность задания:задание, помимо творческой составляющей по созданию «нового друга», направлено на развитие эмоциональной сферы дошкольника, ее коммуникативной составляющей, связанной с понятиями «друг», «дружба». В процессе коллективного обсуждения о значении этих понятий в жизни человека мы создаем у ребенка положительный образ «друга», важность значения друга для каждого человека.

5 задача.

Формулировка творческой задачи«По вечерам Фантазейка любит смотреть на звезды, которые соединяются в созвездия. Попробуй придумать и назвать свое созвездие».

Тип задания: группировка.

Этап занятияосновная деятельность.

Технология выполнения задания:

Перемещение множества объектов для создания единого образа.

Возможна работа малыми группами детей (по 3 человека): коллективное творчество детей у доски, представление своего «Созвездия».

Методическая ценность задания: задание позволяет создавать единый образ из множества объектов в процессе групповой деятельности детей, направлено на развитие оригинальности и продуктивности мышления ребенка.

6 задача.

Формулировка творческой задачи«Больше всего Фантазейка любит волшебство, попробуем превратить кружок…»

Тип задания: рисование.

Этап занятияосновная деятельность.

Технология выполнения задания:

Рисование маркером, выбор цвета линий.

Работа малыми группами детей (по 3 человека).

Методическая ценность задания: задание позволяет создавать новые образы на основе круга, направлено на развитие оригинальности и продуктивности мышления ребенка.

7 задача.

Формулировка творческой задачи: «Фантазейка собирается к нам в гости. Что ей необходимо взять с собой на планету Земля?»

Тип задания: сортировка.

Этап занятияосновная деятельность.

Технология выполнения задания:

Перемещение объекта. Дети «помещают» необходимые для путешествия вещи в рюкзак, обосновывая свой выбор.

Методическая ценность задания: в процессе обсуждения дети выдвигают свои предположения, относительно «пользы» того или иного предмета, обосновывают свой выбор, таким образом развивается коммуникативно-языковая компетентность дошкольника, умение работать в проблемной ситуации.

8 задача.

Формулировка творческой задачи:«Какое средство передвижения будет у Фантазейки?»

Тип задания:  рисование.

Этап занятияосновная деятельность.

Технология выполнения задания:

Рисование маркером, выбор цвета линий.

Работа малыми группами детей (по 3 человека): коллективное творчество детей у доски, представление своего транспортного средства и обоснование.

Методическая ценность задания: в процессе коллективного творчества дети учатся согласовывать свои действия с другими детьми, развивается коммуникативная компетентность дошкольника, дети выдвигают свои идеи  относительно возможностей транспортного средства, обосновывают свой выбор, таким образом, развивается коммуникативно-языковая компетентность дошкольника, умение работать в проблемной ситуации.

Результаты

Для определения эффективности задач мастерской в развитии творческих способностей детей в ходе психолого-педагогического мониторинга была использована методика Вартега «Круги», которая относится к тестам креативности.

Анализируя полученные данные у детей, которые занимались решением творческих задач на базе Центра новых технологий обучения и развития детей «Эврика» в течение 24 занятий раз в неделю по 40 мин., наблюдается значительное увеличение значения дивергентной продуктивности в сравнении с исходными данными значений у этой группы детей. У детей контрольной группы (дети подготовительной группы ДОУ)  значения дивергентной продуктивности в тестовых заданиях не изменялись. Наблюдается значимая разница между экспериментальной и контрольной группой в показателях беглости мышления (5,0) и гибкости мышления (3,1).

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности данной учебно-методической разработки для интерактивной доски в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

А мы, подводя итог нашему небольшому эксперименту, в котором создавались условия для проявления творческой природы ребенка, приведем слова Н. А. Бердяева:

«Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы. (Бердяев, 1994)»

Таким образом, «творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью».

Литература

  1.  Бердяев Н. (1994). Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. Москва: Искусство.
  2. Венгер Л. В. (1988). Психология. М.: Просвещение.
  3. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
  4. Немов Р. (2011). Общая психология. Юрайт
  5. Пинк Д. (2009). Будущее за правым полушарием. Москва: РИПОЛ классик: Открытый мир.
  6. Савенков А. (2004). Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб: Питер.

 Скачать презентацию проекта вы можете по ссылке: http://narod.ru/disk/37430837001/Eureka.pptx.html


Молоднякова Алена Валерьевна - педагог-психолог высшей квалификационной категории, дважды лауреат Всероссийского конкурса "Педагогические инновации" (г. Москва), лауреат Национальной премии в области образования "Элита российского образования" (2010), победитель областного этапа выставки "Инновации в системе образования" в номинации "Система поддержки талантливых детей" (2010),  получатель гранта в рамках программы "Начни свое дело" и др. Профессиональная деятельность отмечена Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (2011).

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su