«"Забота о себе" во взрослом возрасте» (интерактивная лекция)
«В самом общем смысле под «заботой о себе» понимается намерение взрослого человека изменять свое бытие в процессе познания и самопознания, внутреннее стремление совершать определенные усилия по «самоочеловечиванию» и обретению собственной аутентичности. По словам Ж.-П. Сартра, она отражает интегральную способность не просто жить, совершая некое «усилие во времени», а жить осмысленным, индивидуальным, отрефлексированным как собственное предназначение способом. Итогом ее становится приближение субъекта в той или иной мере к осознанию «себя-подлинного», «самого-для-себя-бытного». /…/
«Забота о себе» — это вовсе не новое слово в психологии. Уже в диалогах Платона упоминается о заботе человека о себе как о своеобразной «технике себя», позволяющей ему трансформировать, изменять свое бытие, принимая на себя самообязательства... Предметом заботы является не тело или имущество человека, а его душа как движущий телом «субъект действия». Способом и условием заботы о себе становится владение человеком техникой самопознания, с которого, собственно, забота и начинается, и которое Платон связывает с воспоминаниями и эмоциональными катарсисами человека, его умением «властвовать собой». /…/
Сенека говорил о том, что воля человека может быть направлена на самого себя... Заботящийся о себе человек делает себя сам, формирует собственный этнос, культивирует в себе субъекта действия.
В философско-психологических изысканиях XX века эту же мысль мы обнаруживаем и в идеях самоактуализации А. Маслоу и самодетерминации М. К. Мамардашвили, самобытности В. И. Слободчикова... М. Хайдеггер говорил о стремлении человека обрести собственную подлинность через осознание собственного бытия как принятие «препорученной ему задачи», выраженное в решимости быть самим собой…
Наиболее развернутой и существенной в понимании процессов «заботы о себе» является позиция М. Фуко. «Забота о себе» в его понимании — принятие человеком своего существования как собственной задачи, своеобразная технология выстраивания субъективности, смысл которой состоит в том, что человек должен свободно изобрести, построить себя, исходя из того, чем он хочет, может и должен быть.»*
В ходе интерактивной лекции участники узнают о факторах, меняющих самовосприятие во взрослости, и об экзистенциальных логиках жизни, в русле которых человек выстраивает свою жизнь.
*Фрагмент из книги Е. Е. Сапоговой «Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте» (2016)