«Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы» (учебное пособие)
Организация: ФГБНУ "Психологический институт РАО"
Требование всеобщей цифровизации и раннее приобщение детей к гаджетам, сужая сенсорный опыт ребенка, делают его развитие однобоким, затрудняют овладение разными областями знания. Искусство — единственная образовательная область, в которой может получать развитие эмоциональная сфера ребенка и дать ему опыт художественного творчества для полноценной жизни и душевного здоровья.
Авторы учебного пособия – психологи, лауреаты Премии Правительства РФ в области образования А.А. Мелик-Пашаев (главный редактор журнала «Искусство в школе») и З.Н. Новлянская (соавтор творчески развивающей программы преподавания литературы в школе) рассматривают широкий круг психологических и педагогических проблем художественного образования детей с позиции универсальности возможностей человека в начале жизни и той «презумпции одаренности», с которой следует подходить к каждому ученику.
Представленный курс ярких практически ориентированных лекций адресован студентам высших и средних педагогических учебных заведений, избравших своей профессией преподавание художественных дисциплин в общеобразовательной школе, включая литературу – искусство слова. Рассматривая характерные произведения детского творчества, авторы делятся опытом экспериментально-педагогической работы по развитию воображения, эстетического отношения к миру, введения учеников в авторскую позицию, адекватного восприятия искусства.
Здесь последовательно рассматриваются комплексы проблем: первый из них связан с понятиями «творчество», «одаренность и ее развитие», «виды одаренности». Другой комплекс связан с творчеством художественным, и, соответственно, — с художественной одаренностью. Обсуждается цель общего художественного образования — привить детям элементарные навыки рисования или хорового пения, версификации или сценического поведения; дать ученикам некий минимум сведений о художественной культуре, об истории искусства и о наиболее значительных произведениях, или – приобщить детей к полноценному опыту художественного творчества, что требует принципиально иного подхода к постановке задач, к содержанию и организации занятий, а, главное, к самому ребенку.
Завершается курс разговором о том, почему работа педагога — это творчество, причем высший вид творчества, и о том, почему профессия учителя все же не имеет такого статуса ни в общественном сознании, ни, зачастую, в сознании самих педагогов… В конце каждой лекции авторы предлагают для самостоятельного обдумывания педагогически значимые вопросы, а в конце книги пишут, как, с их точки зрения, исходя из их опыта, они сами бы ответили на некоторые из поставленных вопросов, замечая, что ответы могут не совпасть с ответами читателя.
Подчеркнем, что такой диалогический подход делает учебное пособие «Психология художественного творчества» по-настоящему творчески обучающим, позволяющим изменить, углубить или скорректировать имеющиеся знания, и, несомненно, представляет интерес для широкого круга читателей – всех, кто заинтересован в творческом развитии детей.
Голос из ВКонтакте