Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы» (учебное пособие)


Организация: ФГБНУ "Психологический институт РАО"

Требование всеобщей цифровизации и раннее приобщение детей к гаджетам, сужая сенсорный опыт ребенка, делают его развитие однобоким, затрудняют овладение разными областями знания. Искусство — единственная образовательная область, в которой может получать развитие эмоциональная сфера ребенка и дать ему опыт художественного творчества для полноценной жизни и душевного здоровья.

Авторы учебного пособия – психологи, лауреаты Премии Правительства РФ в области образования А.А. Мелик-Пашаев (главный редактор журнала «Искусство в школе») и З.Н. Новлянская (соавтор творчески развивающей программы преподавания литературы в школе) рассматривают широкий круг психологических и педагогических проблем художественного образования детей с позиции универсальности возможностей человека в начале жизни и той «презумпции одаренности», с которой следует подходить к каждому ученику.

Представленный курс ярких практически ориентированных лекций адресован студентам высших и средних педагогических учебных заведений, избравших своей профессией преподавание художественных дисциплин в общеобразовательной школе, включая литературу – искусство слова. Рассматривая характерные произведения детского творчества, авторы делятся опытом экспериментально-педагогической работы по развитию воображения, эстетического отношения к миру, введения учеников в авторскую позицию, адекватного восприятия искусства.

Здесь последовательно рассматриваются комплексы проблем: первый из них связан с понятиями «творчество», «одаренность и ее развитие», «виды одаренности». Другой комплекс связан с творчеством художественным, и, соответственно, — с художественной одаренностью. Обсуждается цель общего художественного образования — привить детям элементарные навыки рисования или хорового пения, версификации или сценического поведения; дать ученикам некий минимум сведений о художественной культуре, об истории искусства и о наиболее значительных произведениях, или – приобщить детей к полноценному опыту художественного творчества, что требует принципиально иного подхода к постановке задач, к содержанию и организации занятий, а, главное, к самому ребенку.

Завершается курс разговором о том, почему работа педагога — это творчество, причем высший вид творчества, и о том, почему профессия учителя все же не имеет такого статуса ни в общественном сознании, ни, зачастую, в сознании самих педагогов… В конце каждой лекции авторы предлагают для самостоятельного обдумывания педагогически значимые вопросы, а в конце книги пишут, как, с их точки зрения, исходя из их опыта, они сами бы ответили на некоторые из поставленных вопросов, замечая, что ответы могут не совпасть с ответами читателя.

Подчеркнем, что такой диалогический подход делает учебное пособие «Психология художественного творчества» по-настоящему творчески обучающим, позволяющим изменить, углубить или скорректировать имеющиеся знания, и, несомненно, представляет интерес для широкого круга читателей – всех, кто заинтересован в творческом развитии детей.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 14 читателей
12.03.2024 22:08:44Попова Татьяна АнатольевнаПрекрасное учебное пособие. Вместе с авторами проходишь путь исследования художественной одаренности. Особенно полезны и оригинальны вопросы для самостоятельного обдумывания. это то, чего сегодня так не хватает в образовательном пространстве - совместный путь, сотворчество в обучении - читается не как сухой учебник, а как увлекательная книга, в которой много мудрости и интересных находок! Авторы заботятся не только о знаниях, а о развитии личности студентов. Спасибо авторам за ценный труд!
12.03.2024 22:08:44Мазуренко Татьяна БорисовнаЗаинтересовало учебное пособие, хочется познакомится с ним более подробно, так как тема интересная для применения в контексте работы школьного психолога.
12.03.2024 22:08:44Мурзина Марьяна Ивановнаактуально, своевременно
12.03.2024 22:08:44Бабкина Марина АлександровнаИнтересный материал для размышления. Внутренний мир личности, богатый, необъяснимый, находит свое яркое воплощение именно в творческом процессе.
12.03.2024 22:08:44Кашапов Мергаляс МергалимовичАвторы учебного пособия щедро делятся опытом экспериментально-педагогической работы по развитию воображения, эстетического отношения к миру, введения учеников в авторскую позицию, адекватного восприятия искусства. В данном пособии «Психология художественного творчества» представлен принципиально иной подход к постановке задач, к содержанию и организации занятий, а, самое главное - к самому ребенку.
12.03.2024 22:08:44Плотникова Ольга ЕвгеньевнаРаботаю музыкантом. Эта тема близка мне.
12.03.2024 22:08:44Борисенко Наталья АнатольевнаМного лет слежу за книгами уважаемых А.А.Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской. Представляемая книга - целостный, законченный многолетний труд, написанный в жанре учебного пособия, а значит, в первую очередь обращенный к тем, кто будет заниматься психологией художественного творчества. Однако адресат намного шире: она для всех, кто интересуется проблемами худ. творчества детей. Книга привлекает авторской концепцией, аргументированностью, точными рекомендациями.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:44Кравченко Мария АлександровнаСчитаю данную тему актуальной и имеющей перспективы.
12.03.2024 22:08:44Хлудеева Ксения ПулатовнаАктуальная тема развития творческой и художественной одарённости детей, её проявления. Особенности выявления одарённых детей художественного цикла в общеобразовательной школе полезны для учителей данной направленности.
12.03.2024 22:08:43Валуев Олег СергеевичКрайне значимый и своевременный материал, давно ожидаемый.
12.03.2024 22:08:43Кругликова Анна ЮрьевнаЗамечательная тема, актуальная в современном мире для воспитания подрастающего поколения. Творчество детей всегда отражение творческой среды в образовательном учреждении. А личность педагогов, живущих творчеством создает предмет для подражания.
12.03.2024 22:08:43Горячева Татьяна ГермановнаПоддержка развития художественной одаренности в школе необходима для гармоничного развития личности ребенка.
12.03.2024 22:08:43Дроздовский Александр КузьмичПоддерживаю данную книгу авторов о художественном творчестве и одаренности детей. Все начинается со школы, там должны взрастать таланты, а книга авторов - отличное подспорье всем, кто работает в этой важнейшей сфере помогающей деятельности.
12.03.2024 22:08:43Белобрыкина Ольга АльфонсасовнаРаботы Александра Александровича и Зинаиды Николаевны никогда не теряют своей актуальности и профессиональной значимости. Подтверждением служит и это учебное пособие

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su