Номинация «Книга года по психологии» по итогам 2022 года
Все проекты номинации в 2022 году>
Реферат проекта

«Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы» (учебное пособие)

Авторы:

Организация: ФГБНУ "Психологический институт РАО"

Требование всеобщей цифровизации и раннее приобщение детей к гаджетам, сужая сенсорный опыт ребенка, делают его развитие однобоким, затрудняют овладение разными областями знания. Искусство — единственная образовательная область, в которой может получать развитие эмоциональная сфера ребенка и дать ему опыт художественного творчества для полноценной жизни и душевного здоровья.

Авторы учебного пособия – психологи, лауреаты Премии Правительства РФ в области образования А.А. Мелик-Пашаев (главный редактор журнала «Искусство в школе») и З.Н. Новлянская (соавтор творчески развивающей программы преподавания литературы в школе) рассматривают широкий круг психологических и педагогических проблем художественного образования детей с позиции универсальности возможностей человека в начале жизни и той «презумпции одаренности», с которой следует подходить к каждому ученику.

Представленный курс ярких практически ориентированных лекций адресован студентам высших и средних педагогических учебных заведений, избравших своей профессией преподавание художественных дисциплин в общеобразовательной школе, включая литературу – искусство слова. Рассматривая характерные произведения детского творчества, авторы делятся опытом экспериментально-педагогической работы по развитию воображения, эстетического отношения к миру, введения учеников в авторскую позицию, адекватного восприятия искусства.

Здесь последовательно рассматриваются комплексы проблем: первый из них связан с понятиями «творчество», «одаренность и ее развитие», «виды одаренности». Другой комплекс связан с творчеством художественным, и, соответственно, — с художественной одаренностью. Обсуждается цель общего художественного образования — привить детям элементарные навыки рисования или хорового пения, версификации или сценического поведения; дать ученикам некий минимум сведений о художественной культуре, об истории искусства и о наиболее значительных произведениях, или – приобщить детей к полноценному опыту художественного творчества, что требует принципиально иного подхода к постановке задач, к содержанию и организации занятий, а, главное, к самому ребенку.

Завершается курс разговором о том, почему работа педагога — это творчество, причем высший вид творчества, и о том, почему профессия учителя все же не имеет такого статуса ни в общественном сознании, ни, зачастую, в сознании самих педагогов… В конце каждой лекции авторы предлагают для самостоятельного обдумывания педагогически значимые вопросы, а в конце книги пишут, как, с их точки зрения, исходя из их опыта, они сами бы ответили на некоторые из поставленных вопросов, замечая, что ответы могут не совпасть с ответами читателя.

Подчеркнем, что такой диалогический подход делает учебное пособие «Психология художественного творчества» по-настоящему творчески обучающим, позволяющим изменить, углубить или скорректировать имеющиеся знания, и, несомненно, представляет интерес для широкого круга читателей – всех, кто заинтересован в творческом развитии детей.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 14 читателей
  • Прекрасное учебное пособие. Вместе с авторами проходишь путь исследования художественной одаренности. Особенно полезны и оригинальны вопросы для самостоятельного обдумывания. это то, чего сегодня так не хватает в образовательном пространстве - совместный путь, сотворчество в обучении - читается не как сухой учебник, а как увлекательная книга, в которой много мудрости и интересных находок! Авторы заботятся не только о знаниях, а о развитии личности студентов. Спасибо авторам за ценный труд!

  • Заинтересовало учебное пособие, хочется познакомится с ним более подробно, так как тема интересная для применения в контексте работы школьного психолога.

  • актуально, своевременно

  • Интересный материал для размышления. Внутренний мир личности, богатый, необъяснимый, находит свое яркое воплощение именно в творческом процессе.

  • Авторы учебного пособия щедро делятся опытом экспериментально-педагогической работы по развитию воображения, эстетического отношения к миру, введения учеников в авторскую позицию, адекватного восприятия искусства. В данном пособии «Психология художественного творчества» представлен принципиально иной подход к постановке задач, к содержанию и организации занятий, а, самое главное - к самому ребенку.

  • Работаю музыкантом. Эта тема близка мне.

  • Много лет слежу за книгами уважаемых А.А.Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской. Представляемая книга - целостный, законченный многолетний труд, написанный в жанре учебного пособия, а значит, в первую очередь обращенный к тем, кто будет заниматься психологией художественного творчества. Однако адресат намного шире: она для всех, кто интересуется проблемами худ. творчества детей. Книга привлекает авторской концепцией, аргументированностью, точными рекомендациями.

  • Считаю данную тему актуальной и имеющей перспективы.

  • Актуальная тема развития творческой и художественной одарённости детей, её проявления. Особенности выявления одарённых детей художественного цикла в общеобразовательной школе полезны для учителей данной направленности.

  • Крайне значимый и своевременный материал, давно ожидаемый.

  • Замечательная тема, актуальная в современном мире для воспитания подрастающего поколения. Творчество детей всегда отражение творческой среды в образовательном учреждении. А личность педагогов, живущих творчеством создает предмет для подражания.

  • Поддержка развития художественной одаренности в школе необходима для гармоничного развития личности ребенка.

  • Поддерживаю данную книгу авторов о художественном творчестве и одаренности детей. Все начинается со школы, там должны взрастать таланты, а книга авторов - отличное подспорье всем, кто работает в этой важнейшей сфере помогающей деятельности.

  • Работы Александра Александровича и Зинаиды Николаевны никогда не теряют своей актуальности и профессиональной значимости. Подтверждением служит и это учебное пособие

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе