Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Шаг к общению» (программа развития навыков общения у детей с нарушением зрения 3-7 лет)


Автор:

«Шаг к общению» - Программа развития навыков общения у  детей с нарушением зрения  3-7 лет.

Проблемы  формирования личности, с ограниченными возможностями здоровья, неотделимы  от вопросов  социально-психологической реабилитации  и  адаптации. Социально-психологическую реабилитацию необходимо рассматривать, как  систему мероприятий направленных на  восстановление психических  функций, процессов целостного адекватного поведения личности - это   реабилитация, которая осуществляется  психологическими средствами и методами. 

Одной из специфических  закономерностей  развития детей с ограниченными возможностями  зрения,  является дефицит информации об окружающем  мире, который  выступает у  детей с нарушением  зрения в изменении и замедлении процесса  зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образов  окружающего мира. Это    негативно    влияет на развитие составляющих коммуникативной   деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности   и т.д.).

Результаты адаптации выпускников специализированных дошкольных учреждений,   предоставленные    школьными   психологами,  подтверждают  проблемы  связанные с адаптацией детей с нарушением зрения в школьном коллективе. Прежде всего - это   слабое владение  основными средствами общения, которые являются доступными    нормально видящим детям. Дети  неадекватно  реагируют  на различные ситуации взаимодействия,  и неправильно их оценивают, что приводит к прекращению контактов  между детьми или малой их продолжительности.  Часто это  является причиной тяжелой адаптации и дезадаптации детей с нарушением зрения в начальном звене школы, как правило, такие дети попадают в число «отверженных» и  «изолированных»  детей.

Таким образом, отсутствие четких представлений  о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушениями зрения    навыками коммуникативной деятельности. В этой связи  актуальной проблемой  современной   тифлопсихологии и тифлопедагогики является разработка программ, направленных на развитие навыков общения у  детей с нарушением зрения.

Представленная программа «Шаг к общению» - это обращение к внутреннему миру ребенка. Это программа, позволяющая  с помощью упражнений, игр и   игровых ситуаций,  сформировать  основные навыки коммуникативной деятельности, научиться пользоваться ими, воспринимать и передавать эмоции и прежде всего усвоить  новые  образцы   творческого поведения в социуме.   В работе с дошкольниками с нарушением зрения   особое внимание уделяется обучению, тем общепринятым нормам поведения и  культуры  общения, которые позволяют приобрести умения  и навыки, способствующие  благоприятной социализации.


Цель программы: Развитие навыков общения у детей с нарушением зрения для обеспечения успешной социализации.

Задачи:

1. Развитие  и укрепление мышечного аппарата, участвующего в  воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений.

2. Развитие  высших психических функций.

3. Развитие   эмоционально- волевой  сферы.

4. Развитие коммуникативных качеств и потребности в общении. 

Программа предназначена  для  воспитателей  и специалистов,  общеобразовательных  и коррекционных  дошкольных учреждений, студентам  педагогических вузов,  родителям, воспитывающих детей с проблемами социализирующего характера.

Аудитория: дошкольники с нарушением зрения от 3 до 7 лет.

Программа включает:

1. Методические рекомендации по реализации программы.

2. Основные  и коррекционные задачи.

3. Офтальмогигиенические  рекомендации (позволят учесть требования в работе с детьми с нарушенным зрением).

4. Требования к наглядному материалу (позволят обеспечить адекватность восприятия  наглядного материала детьми).

5. Тематический план по 4 возрастным группам.

6. Содержание программы и основные показатели усвоения.

7. Диагностический комплекс.

8. Аналитический материал и   ожидаемые результаты

9. Практический  блок:

- Игры и упражнения на развитие навыков общения - 106;
- Упражнения дыхательной гимнастики - 22;
- Упражнения для развития зрительных функций- 14;
- Релаксационные упражнения - 12.

10. Литература и информация сети ИНТЕРНЕТ.

Этапы  программы.

1 этап - снятие напряжения мышц или повышение их тонуса;

2 этап - знакомство с мимикой, жестами и позами;

3 этап - обучение выразительным движениям лица и тела, вербализация деятельности, развитие эмпатии;

4 этап - включение неречевых  и речевых  средств общения в этюды и игры, развитие рефлексии;

5 этап - включение средств общения в повседневную деятельность.

Выводы:

1. Учитывая  особенности психического развития  детей  с нарушением зрения и особенно недостатки в развитии  навыков общения, включение в работу с детьми  данной программы имеет  большое значение в рамках  работы по социально-психологической  реабилитации.

2. Содержание работы  по программе   дает возможность сформировать  коммуникативные  навыки, которые позволят  детям с нарушением зрения успешно адаптироваться в школьном коллективе и  стать социализированной личностью.

3. Благодаря программе  педагоги  используют  методику направленного характера и  делают процесс формирования   коммуникативных     навыков у детей с нарушением зрения целенаправленным, системным и эффективным,  отслеживая  усвоение программы детьми  и прогнозируя динамику развития каждого ребенка.

4. Родители  получили  возможность самостоятельно развивать социально-адаптивные навыки у своего ребенка с помощью  игр и упражнений, что позволило снять родительскую тревожность, связанную с адаптацией ребенка в обществе.

5. Программа эффективна, так как позволяет  сформировать необходимые навыки коммуникации у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте. За 1999-2004г. снизился процент дезадаптации и тяжелой степени адаптации у выпускников детского сада.

6. Авторская программа является  учебным пособием, позволяющим студентам педагогических вузов, освоить методику формирования  коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения. 

Тюрлик И.В. - педагог-психолог, «Центр развития ребенка – детский  сад №1 «Светлячок», Карелия, г.Петрозаводск.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su