Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«МИРС: методика изучения речевой самооценки» (психологический инструмент для диагностической работы с дошкольниками и младшими школьниками)


Актуальность

В литературе по проблемам коррекции заикания у дошкольников отмечается, что для них, как и для сверстников без нарушений, характерна адекватно завышенная, устойчивая, слабо дифференцируемая самооценка. Это же характерно и для речевой самооценки. Дети слабо осознают, что их речь чем-то отличается от речи других детей. Учитывая феномен фиксированности внимания заикающихся на речевом дефекте, существует риск, что с возрастом общая и речевая самооценки занижаются. В перспективе это повлечет повышение тревожности, формирование ранней логофобии, боязнь отрицательного мнения окружающих о себе и своей речи, в перспективе – сокращение контактов со сверстниками и другими людьми. На сегодняшний день в диагностической практике исследования по изучению речевой самооценки отсутствуют.
Новизна проекта  
заключается в создании диагностического инструмента для изучения речевой самооценки дошкольников и младших школьников с заиканием.

Значимость проекта

Данный психологический инструмент позволяет исследовать влияние заикания не только на общую самооценку личности, которая в дошкольном возрасте адекватно завышена, но и на самооценку речи, которая, по нашим наблюдениям, на рубеже дошкольного и школьного возраста претерпевает некоторые трансформации. С его помощью психолог может вовремя заметить негативные тенденции влияния заикания на самооценку, самоотношение и самореализацию, прежде всего в общении.

Цель разработки инструмента

Изучение речевой самооценки дошкольника, ее адекватности, устойчивости и дифференциации, а также установление ее зависимости от степени выраженности заикания и факторов общения с близкими людьми.

Задачи

  1. Представить методику изучения речевой самооценки у дошкольников с заиканием.
  2. Оформить результаты апробации методики с разными группами детей дошкольного и школьного возраста.
  3. Способствовать расширению диагностических средств изучения личности заикающихся дошкольного возраста.

Основное содержание работы

1-й этап – разработка МИРС: бланк опросника, детализирующего представления ребенка о речи и критериях ее оценки, пилотажное исследование – 2017 г.
2-й этап – доработка МИРС за счет разработки карточек-ответов и ее апробация на разных группах: дошкольники и младшие школьники с заиканием и с нормой речевого развития; сравнительный анализ полученных данных, проверка на достоверность – 2018 г.
3-й этап – обобщение и распространение результатов, окончательная доработка диагностического инструмента – 2019 г.

Результаты

  • В ходе апробации МИРС с дошкольниками и младшими школьниками с заиканием (более 200 респондентов) получены данные, проверенные на достоверность.
  • Установлено: формирование фиксации на речевом дефекте начинается уже в дошкольном, а не младшем школьном возрасте, так как выявлены дети, имеющие тенденцию к занижению самооценки уже к 6 годам.
  • Определены факторы снижения речевой самооценки: отношение к заиканию родителей и «общественных взрослых» (воспитатель, учитель), а также условия, в которых осуществляется коррекция заикания и социальная реабилитация детей (или их отсутствие).

Выводы

МИРС позволяет отслеживать отношение дошкольников и младших школьников к собственной (нарушенной) речи, что позволяет своевременно корректировать речевую самооценку в случае занижения, тем самым, препятствуя ранней фиксации на речевом дефекте. Это будет способствовать полноценному личностному развитию, самореализации в общении и успешной социализации ребенка в обществе.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 28 читателей
12.03.2024 22:08:36Малахова Валентина ПетровнаС благодарностью Кругликовой Анне Юрьевне за интересную работу.
12.03.2024 22:08:36Коломейцева Людмила БорисовнаИнтересный и познавательный проект, актуальный для работы психологов.
12.03.2024 22:08:36Мадунц Наиля МахмутовнаПонятно и просто изложенная Методика для работы с заикающимися дошкольниками и младшими школьниками. Интересная работа.
12.03.2024 22:08:36Мадунц Ксения ИгоревнаБлагодарю за раскрытие актуальной на сегодняшний день темы. Дети растут в непростое время,когда стрессов огромное колличество вокруг. Анна Юрьевна раскрыла проблему очень четко. Спасибо за опросник и проделанную работу. С Уважением,Ксения.
12.03.2024 22:08:36Гусаров Сергей ВалериевичПредставленная методика безусловно обладает актуальностью и новизной, т.к. на сегодняшний день в научной литературе не представлена методика речевой самооценки у дошкольников с заиканием. Между тем, выявление отношения к своему речевому дефекту детей на раннем этапе, позволит повысить эффективность устранения заикания, т.к. позволит избежать или значительно снизить опасность дальнейшей фиксации на дефекте в подростковом возрасте, что представляет серьезную проблему в практической деятельности специалистов, работающих с данным нарушением.
12.03.2024 22:08:36Хованская Оксана НиколаевнаПредлагаемый проект весьма актуален, поскольку он позволяет выявить отношение дошкольников и младших школьников к собственной речи, что поможет своевременно скорректировать речевую самооценку ребенка. В дальнейшем же это будет способствовать полноценному личностному развитию, самореализации в общении и успешной социализации.
12.03.2024 22:08:36Яковистенко Анастасия ДмитриевнаОчень нужный диагностический инструмент в работе с людьми, имеющими коммуникативно-речевые нарушения. Благодарю Анну Юрьевну за данную разработку!
12.03.2024 22:08:36Семенова Вероника ГеоргиевнаОгромную роль в процессе формирования личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста играет его самооценка. Предложенная автором методика изучения речевой самооценки у дошкольников с заиканием особенно актуальна в наши дни. Тема проекта представляет несомненный научный интерес и практическую значимость.
12.03.2024 22:08:36Семенова Василиса АлександровнаОбобщены и систематизированы подходы к изучению речевой самооценки у дошкольников с заиканием, представлена действенная методика.
12.03.2024 22:08:36Прокопец Елена ВикторовнаАнна Юрьевна, спасибо! Как всегда очень интересно и доступно. Буду использовать в работе!
12.03.2024 22:08:36Соборова Ирина АндреевнаОчень интересная работа, которая актуальна логопедам, воспитателям и разумным мамам. Отрицательное влияние заниженной самооценки на развитие личности, успехов в обучении, построении карьеры и других аспектах жизни человека не вызывает сомнения. Спасибо автору, что благодаря ее исследованию на ранних этапах можно выявить проблемы с речевой самооценкой у младших школьников и дошкольников и вовремя прововести корректирующие работы. Заикание - одно из самых болезненных форм речевого нарушения.
12.03.2024 22:08:36Коломейцева Наталия МихайловнаИнтересный и актуальный проект. Данная методика действительно поможет лучше узнать личность ребенка с речевыми проблемами и его отношение к себе и своей речи.
12.03.2024 22:08:36Шостак Анна АлексеевнаСамооценка является одним из ключевых качеств, определяющих способность человека находиться в обществе, реализовать себя, достигать целей, а кроме того, чувствовать себя счастливым, значимым, нужным. Заикающиеся дети по этому критерию находятся в группе риска, в связи с чем актуальность работы Анны Юрьевны приобретает особое значение.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:35Крымова Юлия ВладимировнаБольшое спасибо за теоретические и практические советы! Очень интересная, информационная, актуальная работа! Спасибо за опросник
12.03.2024 22:08:35Косенко Галина АндреевнаСпасибо за актуальную и интересную тему!
12.03.2024 22:08:35Сергеева Анастасия ИгоревнаОчень актуальная информация! Было интересно и полезно ознакомиться с данным проектом!
12.03.2024 22:08:35Терёхина Наталья СергеевнаДанная работа ценна тем, что диагностический инструмент просто необходим для объективной самооценки детей с заиканием.
12.03.2024 22:08:35Боднар Екатерина Игоревнатема что ненаесть актаульнейшая! Анна Юрьевна вносит неоценимый вклад в этом направлении.
12.03.2024 22:08:35Карпова Наталия ЛьвовнаРазработанная А.Ю. Кругликовой методика изучения речевой самооценки прежде всего важна для заикающихся дошкольников и младших школьников. Это поможет грамотно организовать работу с ними по коррекции речи и отношению ребенка к своим возможностям и успехам.
12.03.2024 22:08:35Зиберт Елена АлександровнаВсегда с интересом знакомлюсь с работами Анны Юрьевны! Этот материал очень важен для работы с детьми с проблемами в речи.В работе с такими дошкольниками важно отследить собственное отношение ребенка к этой проблеме, а предлагаемый инструмент позволяет достаточно оперативно и качественно получить необходимую информацию.
12.03.2024 22:08:34Рустамова Наиля ГопиржоновнаАктуальная и интересная тема работы. Очень понятно и доходчиво.
12.03.2024 22:08:34Голзицкая Алёна АлександровнаГолос за работу прекрасного профессионала
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:34Фесенко Галина ВикторовнаС интересом ознакомилась с работой автора. Предложенный диагностический инструментарий позволяет качественно оценить уровень речевой самооценки дошкольников с проблемой заикания.
12.03.2024 22:08:34Харьковская Ольга Игоревнаактуальная тема диагностики речи дошкольников в работе психолога позволит целенаправленно оказывать коррекционную помощь при речевых нарушениях. Интересный стимульный мат-л ,понятные задания.Удачи автору!!!
12.03.2024 22:08:34Буханцева Ольга ВикторовнаОчень своевременное пособие, подойдет для работы и воспитателям и логопедам.
12.03.2024 22:08:34Колесникова Наталья АлександровнаСпасибо за интересную и полезную информацию. Сейчас редко можно найти практические рекомендации по теме заикания. Тема актуальна в наше время, так как дошкольники подвержены всевозможным стрессовым ситуациям, что провоцирует заикание, тревожность, неуверенность.
12.03.2024 22:08:34Зеленская Валентина ВладимировнаПроблема заикания у детей в дошкольном возрасте актуальна в настоящее время. Важно, чтобы проводилась помощь детям с заиканием на ранних стадиях развития.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:34Гусева Елизавета АлександровнаДанная методика актуальна в наше время,т.к проблемы заикающихся сейчас волнуют всех и помощь нужна таким людям.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su