Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Формирование психологического здоровья воспитанников» (профилактическая программа для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей)


О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. В детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные прежде всего тяжелой наследственностью. После выхода за пределы детского дома бывшие воспитанники испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для здоровья ребенка гораздо больше, чем врач.

Психологическое здоровье является необходимой предпосылкой сохранения здоровья физического и социального. Формирование психологического здоровья обеспечивает нормальное личностное развитие ребенка, позволяющее ему не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества.

Практическая значимость программы для развития психологии заключается в разработке:
• программы «Формирование психологического здоровья» для воспитанников детского дома;
• психолого-диагностического инструментария по заявленной теме;
• эффективных форм и методов психолого-педагогического сопровождения воспитанников и профессионального развития педагогов;
• в использовании интеграционного подхода по сохранению психологического здоровья воспитанников;
• возможности использования одного блока программы на один возраст детей.

Цель программы: сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья воспитанников детского дома.

Программа состоит из 30 часовых занятий на каждый возраст: младший школьный, средний школьный, старший школьный.

Блоки программы:
I.  Эмоциональный блок:
Цель: формировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышать эмоциональную зрелость воспитанников.
Основное содержание:
1. Знакомство с эмоциями.
2. Осознание проявлений эмоций.
3. Поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

II. Коммуникативный блок:
Цель: развивать коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе.
Основное содержание:
1. Установление контакта.
2. Приемы активного и пассивного слушания.
3. Аргументация своей точки зрения.
4. Конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.

III. Личностный блок:
Цель: формировать позитивные личностные качества, обеспечивающие изменение поведения.
Основное содержание:
1. Расширение представлений о себе.
2. Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе и своих силах.
3. Принятие себя со всеми достоинствами и недостатками; снижение конфликтности собственного  «Я».

IY. Профориентационный блок:
Цель: развивать умения анализировать и осмыслять свои жизненные и профессиональные перспективы.
Основное содержание:
1. Профессиональные интересы и способности.
2. Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
3. Жизненные и профессиональные планы.
4. Самопрезентация.

Y. Семейный блок:
Цель: воспитание ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи.
Основное содержание:
1. Осознание и принятие своего семейного опыта.
2. Выстраивание отношений с противоположным полом, выбор будущего партнера.
3. Семья, взаимоотношения в ней. Представления о своей будущей семье.

YI. Профилактика ПАВ:
Цель: выработать различные стратегии поведения, которые дают возможность сохранить личную безопасность.
Основное содержание:
1. Осознание проблемы зависимости.
2. Уверенный отказ и навыки противостояния групповому давлению.
3. Альтернативные способы получения удовольствий.

Реализация проекта
Работа по программе ведется с сентября 2004 года по настоящий день. По данной программе прошли обучение 40 воспитанников МОУ «Детский дом № 1» г. Череповца.

Результаты, выводы:
1.  Обобщение и распространение опыта работы по программе:
• Занесение в городской банк педагогической информации (Свидетельство № 349 от 06.11.2007 МОУ ДО «Центр повышения квалификации» г.Череповца).
• Выступление на областной научно-практической конференции «Региональная служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей», 2005г.
• Выступление на городской научно–практической конференции «Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса», 2007г.
• Выступление на VIII городской научно-практической конференции «Организация комплексного сопровождения воспитанников в условиях детского дома», 2009г.

2. Эффективность работы по формированию психологического здоровья воспитанников подтверждается:
- положительной динамикой сформированности уровня психологического здоровья воспитанников: в 2008-2009 учебном году уменьшилось количество детей дезадаптивного (низкого) уровня психологического здоровья с 14% до 7%. Увеличилось количество детей с креативным (высоким) уровнем психологического здоровья с 14% до 41%;
- нет воспитанников с низким уровнем социальной адаптации. Увеличилось число детей, имеющих высокий уровень социальной адаптации с 0% до 10%, выше среднего – с 10% до 55%. Уменьшилось число детей, имеющих уровень ниже среднего с 10% до 3%;
- положительной динамикой развития воспитанников в личностной и интеллектуальной сферах;
- снижением уровня общей и соматической заболеваемости воспитанников с 70% в 2007-2008 учебном году до 56% в 2008-2009 учебном году;
- снято с диспансерного учета 19 воспитанников;
- благоприятной адаптацией воспитанников к новым условиям дошкольных образовательных учреждений, к 1 и 5 классам в школе, 1 курсу в профессиональном училище.

Перспективы работы над программой:
- разработка и апробирование новых развивающих технологий в работе с воспитанниками;
- разработка интеграционных механизмов в деятельности педагога-психолога с педагогическим коллективом.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su