Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психологическое сопровождение самоменеджмента учебной деятельности студента» (учебно-методическое пособие)


Авторы:

Актуальность
«В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству...».

Конкурентоспособность специалиста, по мнению ученых, ассоциируется с успехом, как в профессиональной, так и в личной сферах.

В настоящее время одной из важных задач высшего профессионального образования является формирование в человеке потенциала саморазвития и самосовершенствования. Под развитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Для этого необходимо развить у молодых людей навыки самопознания и самовоспитания.

Процесс вхождения студентов и особенно первокурсников в новую для них образовательную среду является сложным. Новая образовательная среда предъявляет первокурсникам такие специфические требования, выполнение которых во многом зависит от умения строить общение, эффективно реализовать свои коммуникативные способности и находить пути решения возникающих трудностей и проблем для преобразования своей жизнедеятельности.

Как отмечает С.Д. Резник:   «Студенты-первокурсники – это вчерашние школьники со «школьными установками». У большинства из них ещё не сформировано отношение к учебе в институте, к своей карьере, не выработаны жизненные цели, они имеют слабое представление об избранной специальности. Поэтому важно, чтобы они как можно скорее нашли для себя ответы на такие жизненно важные вопросы: для чего они поступили в институт, почему они выбрали именно эту специальность, какие ставят перед собой жизненные цели, какими средствами собираются их достичь? Ответы на данные вопросы формируют ценностную базу человека, помогают студенту осознанно подойти к обучению, планированию своей карьеры, сформировать потребности в самосовершенствовании, а значит, использовать пять лет обучения в вузе максимально эффективно».

Следует учитывать противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта.

Основное содержание процесса адаптации студентов можно определить как:
• Освоение разнообразных социальных ролей;
• Освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований;
• Приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям;
• Обучение новым видам научной деятельности, научно-исследовательской работы студентов;
• Приобретение норм и ценностей, личностных качеств и опыта эмоционально-ценностных отношений;
• Приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени.

Такие базовые свойства и качества личности, как целеустремленность, ответственность, настойчивость, устойчивость к внешним воздействиям, уверенность и общительность обеспечивают адекватное протекание адаптации, способствуют развитию самоуважения.

В настоящее время является актуальным выстраивание системы психологического сопровождения студентов и особенно первокурсников в период обучения в ВУЗе.

Социальная значимость программы. Обеспечение социально-психологической адаптации студентов к вузу, формирование личности современного представителя студенческого сообщества.

Научная значимость. В ходе реализации программы было доказано, что процесс психологического  сопровождения самоменеджмента учебной деятельности  студента  позволяет повысить эффективность подготовки личности компетентного и конкурентоспособного специалиста.      

Практическая значимость. В ходе реализации программы была выявлена ее эффективность, что проявилось в улучшении усвоения учебных дисциплин студентами,  повышении у них самоуважения и мотивации. Эффективность программы повышается при условии включения ее как одно из направлений  деятельности психологической службы института.

Цель программы: разработать программу психологического сопровождения становления специалиста в период обучения в вузе и  развития у студентов навыков успешного самоменеджмента учебной деятельности.

Задачи:
1. Теоретически обосновать основные направления программы.
2. Разработать курс занятий по программе «Психологическое сопровождение самоменеджмента учебной деятельности студента».
3. Апробировать разработанный  курс занятий по данной программе и оформить результаты в виде учебно-методического пособия, публикаций, проведения научно-методических семинаров.
4. Ввести задачу психологического сопровождения самоменеджмента учебной деятельности студента в работу психологической службы института.

Аудитория, на которую рассчитана программа
Программа рассчитана на все возрастные категории студентов всех факультетов и специальностей вуза.

Основное содержание программы
Разработанная программа «Психологическое сопровождение самоменеджмента учебной деятельности студента» рассчитана на 32 часа и содержит следующие основные направления:
1. Самоменеджмент студента
. Самоменеджмент – умение наилучшим образом организовать свою учебу. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности и сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться). Например, последовательное планирование времени и использование методов научной организации труда помогут лучше осуществлять учебную деятельность, а также ежедневно выкраивать резерв времени для досуга.
Функции самомеджмента многообразны:
• Постановка цели. Анализ и формирование личных идей.
• Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов.
• Принятие решений. Принятия решений по предстоящим делам.
• Реализация и организация. Составление распорядка дня и организации личного учебного процесса в целях реализации поставленных задач.
• Контроль. Самоконтроль и контроль итогов. Сравнение замысла с результатом. В случае необходимости – корректировка целей.
• Информация и коммуникация. Рациональное чтение. Деловое общение.
2. Учебные умения и навыки. Основные учебные умения и навыки:
• Выполнение домашнего задания: оформительские умения, проверка и наглядные приемы обобщения информации;
• Слушание: выполнение указаний педагога, воспроизводящая деятельность, самоориентация в задании;
• Чтение: работа с книгой, постановка вопросов, рациональное чтение, использование схем;
• Конспектирование: умения делать выписки, записывать лекции;
• Работа на лекции;
• Проверка: установка на результат, ориентация на правила, предписания, требования учителя, планирование и повторение;
• Самоконтроль: самопроверка и самооценка, совместная работа и постановка целей, применение критериев оценки.
3. Особенности личности студента: самоуважение, темперамент, воля.
4. Технологии успеха на экзамене.

По каждому направлению программы предусматривается диагностики и задания для развития соответствующих навыков.

Программа является частью модели  организации  образовательного и воспитательного процессов в институте.

Основные мероприятия программы «Психологическое сопровождение самоменеджмента учебной деятельности студента»:
1. Диагностика уровня сформированности учебных навыков и личностных качеств студентов.
2. Обучение студентов  теоретическим знаниям и практическим навыкам самоменеджмента учебной деятельности и самосовершенствования (самопознания, самообразования и самовоспитания).
3. Проведение занятий, направленных на освоение технология успешной  сдачи зачетов и экзаменов.
4. Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения в период экзаменационной сессии и ситуации экзамена.

Результаты
В течении трех учебных годов осуществлялась реализация данной программы. Результаты исследования представлены в статьях и тезисах на конференциях разного уровня, в том числе в статье ВАК, в учебно-методическом пособии и научно-практических семинарах на психологическом факультете.

Выводы
Опыт реализации программы «Психологическое сопровождение самоменеджмента учебной деятельности студента» позволяет сделать вывод о том, что процесс психологического  сопровождения самоменеджмента учебной деятельности  студента  позволяет повысить эффективность подготовки личности компетентного и конкурентоспособного специалиста. Эффективность программы повышается при условии включения  в качестве одного из направлений  деятельности психологической службы института.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su