Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей» (монография)


Актуальность проекта 

Работа выполнена в контексте фундаментальной психологической проблемы осознанной саморегуляции учебной деятельности. Возрастающий в последние годы интерес к данной проблеме свидетельствует о ее научной  актуальности, и определяется во многом востребованностью результатов ее исследований современной практикой образования. В монографии рассматриваются научные и практические аспекты изучения осознанной саморегуляции и отношения к учению как факторов учебной успешности. Они выполнены в русле дифференциального подхода к исследованию осознанной саморегуляции произвольной активности человека и ресурсного подхода, согласно которому осознанная саморегуляция выступает метаресурсом, мобилизующим и интегрирующим психологические средства для решения разнообразных учебных задач.

Новизна 

Выявлены общие закономерности взаимосвязи саморегуляции с отношением к учению, выявлена индивидуально-типологическая специфика взаимосвязи саморегуляции и отношения к учению, разработана индивидуальная типология старшеклассников. Эмпирически подтверждена медиаторная роль осознанной саморегуляции как метаресурса, опосредствующего влияние мотивации учения, а также оценочной тревожности учащихся на результаты экзаменов. Показано, что регуляторные особенности вносят вклад в обеспечение психологической надежности действий учащихся на экзамене. Предложена программа по развитию осознанной саморегуляции учащихся как средства повышения надежности учебных действий в ситуации экзамена; эффективность ее применения подтверждена экспериментально.

Значимость 

Осуществлено обобщение материалов теоретических и эмпирических исследований роли индивидуальных особенностей осознанной саморегуляции и личности учащихся в обеспечении успешности обучения, выполненных в лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО.

Основное содержание работы 

Монография состоит из шести глав.

В первой главе рассмотрена проблема саморегуляции учебной деятельности и ее основные модели в отечественной и зарубежной психологии.

Во второй главе описан дизайн исследований.

В третьей главе описаны исследования стилей саморегуляции учебной подготовки студентов как предикторов их академической успешности.

В четвертой главе представлены результаты исследования  закономерностей взаимосвязи саморегуляции и отношения к учению старшеклассников, выявлены индивидуально-типологические различия этой взаимосвязи и их дифференциальная основа.

В пятой главе приведены результаты исследования осознанной саморегуляции учебной деятельности как предиктора успешной сдачи экзамена и надежности действий в ситуации экзамена.

В шестой главе представлены материалы разработанной программы для школьных психологов по развитию осознанной саморегуляции учащихся как средства повышения надежности учебных действий в ситуации экзамена.

Результаты и выводы 

Установлены новые факты о том, что саморегуляция является одним из существенных факторов не только учебных достижений учащихся, но и надежности учебных действий в ситуации экзамена. Описаны взаимосвязи стилевых особенностей саморегуляции и отношения к учению у старшеклассников; проинтерпретирована факторная структура показателей этой взаимосвязи. Разработана регуляторно-личностная типология старшеклассников. Прикладные результаты исследования заключаются в разработке программы по развитию осознанной саморегуляции учащихся.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 3 читателя
12.03.2024 22:08:27Котова Светлана АркадьевнаИсследования В.И.Моросановой вносят существенный вклад в педагогическую психологию, позволяют решать проблему успешности образования.
12.03.2024 22:08:26Лебедчук Петр ВасильевичСвоевременный проект. Привлекает возможность использовать представленный авторами материал в практической деятельности. Для меня работа понятна, доступна и познавательна.
12.03.2024 22:08:26Белоус Ольга ВалерьевнаИспользование саморегуляции позволит решить проблему неуспеваемости. Очень нужная монография

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su