Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-11 классов с использованием средств арт-терапии» (программа коррекционно-развивающих занятий)


Актуальность программы

В настоящее время уделяется огромное внимание физическому здоровью детей и зачастую без внимания остается его психика, его эмоции, т.е. психологическое здоровье в целом. Многие родители мало внимания уделяют эмоционально-личностным особенностям детей. Повышенный уровень тревожности, низкая самооценка и наличие каких-либо страхов не являются аргументами для тревоги родителей по поводу здоровья ребенка. Но этому необходимо уделять огромное внимание, так же как и физическому недомоганию. Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей. И если у ребенка проблемы с психоэмоциональным состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье и успешным освоением наук в школе.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов не только в воспитании и развитии детей, но и стабилизирующих их психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом. И поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Воспитанники не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с различными техниками. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

Условия реализации программы

Занятия проводятся непрерывно в течение учебного года 2-3 раза в четверть согласно учебному плану.

Формы проведения: групповая и индивидуальная.

Численность группы при групповой форме проведения: 12 человек.

На весь период реализации программы в тренингах присутствует классный руководитель (для групповых форм).

Участники программы: учащиеся 5-11 классов.

Групповая форма участия.

Учащиеся 5 и 10 классов – в период адаптации при переходе на новую ступень обучения, учащиеся 7-х классов – в период перехода в гимназические классы, учащиеся 9 и 11 классов – в период подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.

В индивидуальной форме программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (любой нозологической группы), для учащихся с девиантным поведением, для учащихся из социально опасных семей и семей группы риска.

Данная программа является программой-конструктором: можно комбинировать занятия и упражнения в зависимости от обнаруженных дефицитарных особенностей учащихся, а также использовать в комплексе с другими коррекционно-развивающими методами.

Цель программы

Целью реализации программы является сохранение и укрепление психологического здоровья школьников средствами арт-терапии.

Задачи программы

  • снятие эмоционального напряжения;
  • коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
  • коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
  • развитие чувства собственной значимости;
  • формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
  • поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
  • развитие умения контролировать свои действия;
  • развитие воображения.

Результативность программы

Применение арт-терапевтических методов и техник в коррекционно-развивающей программе позволило снять эмоциональное напряжение и психологические защиты в виде агрессии, снизить уровень тревожности участников программы, снять социальные и личностные барьеры в общении, повысить самооценку за счет приобретения новых коммуникативных компетенций.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 1 читатель
12.03.2024 22:08:26Исаева Людмила ХаликовнаВсячески поддерживаю данное направление в работе коррекционных школ. Программа интересная.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su