Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных заведений» (кандидатская диссертация)


Автор:

1. Полное название проекта

Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных заведений.

2. Актуальность

Изменения, происшедшие в последние десятилетия в состоянии здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, требуют теоретического осмысления принципов сохранения здоровья, профессиональной работоспособности и долголетия военных специалистов, обоснования адекватных способов коррекции и реабилитации при нарушениях психического состояния и личности (Н.В.Тарабрина, Е.О.Лабезная, 1999).

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психической дезадаптации у курсантов военных вузов. Назрела острая необходимость систематического и раннего контроля за проявлениями реакций дезадаптации у военнослужащих, повышение у них стрессоустойчивости и коррекции возникших нарушений за счет актуализации конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации (М.Е.Зеленова, 1996; Н.А.Куксова, О.И.Боев, И.В.Кобрянова, 2001).

3. Социальная, научная и практическая значимость

1. Доказано значение степени выраженности конституционально-психотипологической предиспозиции личности, соответствующей диапазону психопатии, детерминируюущей деструктивную личностную и поведенческую изменчивость субъекта, которая может провоцироваться банальными социально-информационными факторами.

2. Результаты сравнительного патопсихолого-математического анализа позволили на достоверном уровне выделить вероятностную конституционально-психотипологическую предиспозицию субъекта с устойчивой дефектностью конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации, которые в банальных условиях социальной среды обитания обеспечивают деструктивную личностную и поведенческую изменчивость в конституционально-континуальном пространстве.

3. На экспериментально-психологическом уровне определены взаимосочетания диагностически значимых патопсихологических маркеров, характеризующих особенности различных проявлений дезадаптивных форм поведения.

Результаты настоящего исследования имеют существенное значение для психологии личности, практической и военной психологии. Получены новые комплексные сведения (эмпирические, экспериментально-психологические) о конституционально-психотипологических механизмах, лежащих в основе декомпенсации и дезадаптации курсантов военных вузов.

4. Значение для развития психологии

Определены различия в надежности функционирования конституциональных  личностных механизмов компенсации у курсантов военных вузов в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу.

5. Цель исследования

Выбор методов психологической профилактики дезадаптивных форм поведения, оптимальных конституционально-психотипологическим основам личности и адекватных при использовании у курсантов с определенным личностным психотипом.

6. Аудитория, на которую рассчитан проект

Психологи, клинические психологи, военные психологи, социальные работники, студенты вузов, курсанты вузов.

7. Основное содержание работы

Во введении обоснован выбор проблематики диссертационного исследования, определена актуальность работы, объект и предмет исследования, поставлена цель и задачи, сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая ценность работы, выдвинуты гипотеза исследования и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе содержится анализ научной литературы, посвященной изучению проблемы дезадаптивных форм поведения, рассмотрены ведущие психолого-теоретические направления в данной области. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по проблеме личностно-типологических особенностей субъекта с дезадаптивными формами поведения. Раскрыта содержательная часть конституционально-континуального пространства личности в современной психологии. Во второй главе изложен эмпирический материал исследования, представлены экспериментально-психологические результаты исследования, даны характеристики основной, сравнительной, контрольной групп. С позиций конституциональной психологии дано обоснование выбранным методам психологической профилактики дезадаптивных форм поведения, изучения индивидуально-типологических особенностей курсантов с точки зрения их адекватности  определенному личностному психотипу в конституционально-континуальном пространстве личности.

В третьей главе «Собственные результаты экспериментально-психологических исследований психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов вузов» материалы изложены в трех параграфах.

В параграфе 3.1. «Экспериментально-психологическая дифференциальная диагностика конституционально-континуальных особенностей личности курсантов в условиях адаптации к обучению в военном вузе» в каждой группе, обоснованы возможности вероятностного прогнозирования формирования аномальных личностных и поведенческих реакций у курсантов, дезадаптивных форм поведения.

В параграфе 3.2. «Результаты собственных экспериментально-психологических исследований: выявление зависимости между надежностью конституциональных механизмов адаптации индивидуума и темпераментальными характеристиками личностного психотипа у курсантов» сопоставление темперамента, как известной биологически детерминированной структуры психики с личностной структурой психотипа, оказывается не только значимым для психологической диагностики, но и открывает новые возможности в исследовании механизмов конституционально психологической защиты при адаптации к новым условиям, подтверждая важность изучения природного и социального в развитии человеческой индивидуальности.

В параграфе 3.3. «Анализ результатов исследования конституционально-психотипологических особенностей личности курсантов в диапазоне психологической нормы-акцентуации» представлен анализ результатов, полученных по ОСТ и многовекторному патопсихологическому анализу у курсантов, относящихся к диапазону психологической нормы-акцентуации, то есть без признаков психотипологической предиспозиции.

В параграфе 3.4. «Анализ эффективности психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов военных вузов» на экспериментально-психологическом и статистическом уровнях было доказано, что в ситуации адаптации социально-информационное стрессирование вызывает у всех курсантов максимальное повышение показателей по шкале маскулинизации, что коррелирует с повышением показателей психопатизации у представителей циклоидного, шизоидного и истероидного психотипов, кроме эпилептоидного, показателей психологической склонности к делинквентности, алкоголизации у всех и показателей экстраверсии, преимущественно у циклоидов и эпилептоидов. Выявленные взаимосочетания патопсихологических показателей, соотнесенные с психологической структурой личности, следует считать прогностически неблагоприятными, формирующими аномальные личностные и поведенческие реакции декомпенсаторных психологических переживаний и дезадаптивного поведения.

Практические рекомендации. Многовекторный анализ ОСТ в сочетании с патопсихологическими данными курсантов позволяет визуализировать результаты экспериментально-психологического исследования и использовать их на диагностическом, прогностическом этапах, а также при объективизации эффективности мер психологической профилактики. Выявление курсантов с темпераментальной предиспозицией требует их отнесения к группе риска формирования дезадаптивных форм поведения. При обнаружении сочетанной конституционально-обусловленной психотипологической и темпераментальной предиспозиции курсантов следует относить к группе высокого риска формирования дезадаптивных форм поведения. Настоящие рекомендации могут быть использованы на этапе отбора курсантов для участия в локальных военных действиях, военных спецопераций, а также на этапе психологической профилактики и медико-психологической реабилитации.

8. Результаты, выводы

1. Комплексная многовекторная экспериментально-психологическая объективизация формально-динамических свойств темперамента и содержательных характеристик психической деятельности позволяет исследовать сложный характер их взаимоотношений у курсантов в условиях адаптации к военному вузу.

2. Обнаруженные сочетанные конституционально-психотипологическая и темпераментальная предиспозиции, оказывают негативное влияние на содержательную сторону психической деятельности, приводя к срыву конституциональных механизмов адаптации, формируя аномальные личностные и поведенческие, невротические и психосоматические нарушения и дезадаптивные формы поведения, когда банальные социальные срессоры оказывают провоцирующее воздействие.

3.  В процессе совместной деятельности курсантов в новых условиях военного вуза влияние обобщенных характеристик темперамента (энергетики, скорости, пластичности, темпа, эмоциональности) на содержательные стороны психической деятельности становятся выраженными в виде оптимизации или ослабления конституциональных психологических механизмов адаптации и компенсации.

4. Обобщенные характеристики сангвинического и флегматического темперамента способствуют более благоприятной адаптации, сохраняя оптимум функционирования психологических механизмов защиты и компенсации, у курсантов с любой структурой психотипа.

5. Холерические и меланхолические обобщенные характеристики темперамента актуализируют конституциональные механизмы личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации, приводя к аномальным личностным и поведенческим, невротическим и психосоматическим расстройствам у курсантов первых курсов военных вузов.

6. Сочетанные темпераментальная и психотипологическая предиспозиция у курсантов военных вузов детерминируют негативный личностный дрейф  в конституционально-континуальном пространстве в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

7. Для достижения эффективности психологической профилактики курсантам военных вузов на ранних этапах обучения следует использовать при месте расположения в диапазоне ПАЛ тандем специалистов: психолог–психиатр, клинический психолог–психотерапевт.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su