Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическое сопровождение конкурентоспособной личности студента»


Актуальность
Актуальность исследования определяется возрастающей потребностью в разработке психологических моделей подготовки конкурентоспособных специалистов разных областей. Ведущая идея исследования заключается в использовании возможностей психологического подхода как основы развития конкурентоспособных качеств личности специалистов, необходимых для качественной профессиональной деятельности в современных условиях. Актуальность исследования подтверждается современной политикой правительства и президента РФ в области создания и реализации инноваций, что невозможно без наличия конкурентоспособных специалистов. Таким образом, направленность образовательного процесса на создание условий для развития и обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей высшего образования.

Научная новизна исследования
На концептуально-системном уровне охарактеризовано современное научное состояние проблемы изучения и развития профессиональной конкурентоспособности личности; установлены основные психологические детерминанты конкурентоспособности личности студентов; построена психологическая модель прогноза развития конкурентоспособности личности;  сконструированы и описаны компоненты структуры конкурентоспособности личности: личностно-значимый, эмоционально-регулятивный, рефлексивно-оценочный, профессионально-технологический; доказано, что гармоничное взаимодействие компонентов оказывают наибольшее влияние на становление и развитие конкурентоспособности личности. Теоретическая значимость: психологическая модель конкурентоспособности личности студента; изучен комплекс индивидуальных характеристик, составляющих компоненты структуры конкурентоспособности личности студентов; описана структура психологической детерминации профессиональной конкурентоспособности личности; расширены представления о возможности построения психологического прогноза формирования и развития профессиональной конкурентоспособности личности студента.

Практическая значимость
Получен богатый эмпирический материал по организации психологического сопровождения развития конкурентоспособной личности; разработана авторская комплексная программа психологического сопровождения, направленная на развитие конкурентоспособности личности студента; выделены этапы моделирования компонентов структуры конкурентоспособности личности студента; описана процедура реализации психологической программы; разработаны рекомендации  практическим психологам и специалистам в области развития персонала по развитию и стимулированию профессиональной конкурентоспособности личности.

Полученные данные внедрены в образовательный процесс ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» в ведении таких курсов, как: «Психологическое консультирование в сфере менеджмента и управления», «Тренинг уверенного поведения», «Коммуникативный тренинг» и «Психология конкурентоспособной личности». Разработанная программа рекомендована как практическое руководство психологам образования и специалистам в области развития персонала, в качестве технологии развития и стимулирования профессиональной конкурентоспособности личности.

Организация и этапы исследования:
1. Подготовительный этап, где были: 1. определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема и основная исследовательская цель; 2. определена база исследования, сформулирован его объект и предмет; 3. продумана и сформулирована гипотетическая часть исследования,  поставлены наиболее общие исследовательские задачи.

Теоретический этап, где были: 1. осуществлен поиск и качественный анализ научных источников по исследуемой проблеме; 2. определена и научно обоснована методологическая основа исследования проблемы развития конкурентоспособности личности студента средствами психологического сопровождения; 3. выявлены и проанализированы сущностные характеристики конкурентоспособности личности студента; 4. определена и обоснована теоретическая модель конкурентоспособной личности студента; 5. определены и обоснованы психологические основы изучения и развития конкурентоспособной личности студента.

2. Экспериментально-подготовительный этап, где были: 1. определены принципы и научно обоснованы перспективы организации и осуществления опытно-экспериментальной работы по изучению и развитию конкурентоспособной личности студента; 2. на основе сформулированных выводов теоретического анализа проблемы определены критерии развитости конкурентоспособной личности студента; 3. в контексте обоснованных критериев и показателей подобран и разработан комплекс методов и методик по изучению конкурентоспособной личности студента в ходе осуществления констатирующего и формирующего эксперимента.

3. Опытно-экспериментальный этап, где было: 1. осуществлено констатирующее исследование первоначального уровня развитости конкурентоспособной личности студента; 2. на основе полученных первоначальных констатирующих данных разработана психологическая программа развития конкурентоспособной личности студента; 3. осуществлен формирующий эксперимент и проанализирована динамика развития конкурентоспособной личности студента в ходе формирующего эксперимента, а так же разработаны практические рекомендации психолого-педагогическому коллективу по повышению профессиональной конкурентоспособности студента.

4. Описательно-аналитический этап, где были окончательно обобщены и оформлены результаты осуществленного исследования в текстовой форме в контексте необходимых требований.

Основные выводы по результатам исследования
1. Структурировано определение «конкурентоспособность» личности, в исследовании представленное как холистическое умение прогнозирования перспективы и достижения поставленной цели, базирующееся на осознанном взаимодействии: когнитивных алгоритмов решения стандартных профессиональных задач и их креативных вариаций в контексте специфики определенной ситуации; осознанной регуляции эмоционально-поведенческих реакций и полученного личностного опыта о результате принимаемых решений до завершения их реальной реализации; ситуационно оптимальных паттернов поведения; противостояния профессиональным сложностям при сохранении психологического баланса.
2. Определены структурные компоненты конкурентоспособности: личностно-значимый, профессионально-технологический, эмоционально-регулятивный, рефлексивно-оценочный.
3. Выявлены функции конкурентоспособности — побудительная, ориентирующая, регуляторная, оценочно-сигнализирующая.
4. Проанализировано и сформулировано определение «психологического сопровождения», которое есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и обществу в решении широкого круга про¬блем, порождаемых жизнью человека в социуме. Ключевая проблема обозна¬чается и решается самим субъектом при опосредованном участии пси¬холога. Процесс психологического сопровождения результирует себя актами саморазвития, побуждаемыми не только системой внешних стимулов (требований, ожиданий, возможностей), но, прежде всего, системой внутренних побуждений (стремлениями, убеждениями, интересами, установками самой личности).
5. Разработана и теоретически обоснована модель психологического сопровождения процесса развития конкурентоспособной личности студента, которая предполагает четыре этапа: мотивационно-адаптивный, поисково-преобразующий, коммуникативно-развивающий, индивидуально-творческий. Процесс развития конкурентоспособности студентов рассматривается как последовательность четырех этапов, целями каждого из которых является развитие определенного компонента конкурентоспособности.
6. Разработана система психолого-развивающих методов и средств реализации модели психологического сопровождения процесса развития конкурентоспособной личности, состоящая из системы специально сконструированных ситуаций «включения конкурентоспособных реакций» (ситуация «достижения успеха», ситуация «преодоления препятствия», ситуация «ответственности, самостоятельности и гибкости действий»), моделирующих аспекты профессиональной деятельности.
7. Для психологического сопровождения развития конкурентоспособности личности студентов разработана программа развития ее психологических детерминант. В результате экспериментального исследования выделены и статистически подтверждены показатели, на которые оказывает влияние комплексная психологическая программа развития конкурентоспособности личности: 1. Ориентация во времени; 2. Познавательные потребности; 3. Креативность; 4. Коммуникативные способности; 5. Организаторские способности; 6. Гибкость поведения; 7. Контактность; 8. Деятельностная самоэффективность; 9. Стремление к собственной идентичности; 10. Показатели изучения структуры интеллекта: пространственного обобщения; пространственного воображения; мнестических способностей; уровня решения арифметических задач. Апробация позволила подтвердить эффективность данной программы для студентов различных специальностей.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su