Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Духовно-нравственное воспитание одаренных школьников как основа формирования культуры жизни» (психолого-педагогическая модель сотрудничества инновационного образовательного учреждения с академическими сообществами и высшей школой по вопросам духовно-нравственного воспитания одаренных школьников: сотрудничество и сотворчество)


Актуальность

Сегодня много говорят о духовном интеллекте, слагаемыми которого являются «способность испытывать возвышенные состояния сознания», «использовать духовные ресурсы для решения проблем», «быть добродетельным» (Гарднер, Майер, Сэловей, Эммонс). «Доминанта душевности – человечность, доминанта духовности – возвышенность», это стремление к возвышенности помогает человеку мыслить космическими масштабами, оценивать предназначение на Земле, нести ответственность за происходящее, стремиться к самосовершенствованию. Исходя из этого можно утверждать: духовность – это основа ноосферного мировоззрения (А.И. Субетто).

Не вызывает сомнения, что основу учебного процесса должно составлять культурное содержание, актуализирующее социально-психологические и духовно-нравственные основы культуры жизни подрастающего поколения. Между тем, многие педагоги по-прежнему считают, что духовность в ребенке отождествляется с религией, поэтому они не находят четких ориентиров для организации образовательного процесса, нацеленного на духовно-нравственное совершенствование школьников как главного потенциала жизнетворчества. В связи с этим возникает необходимость через просветительскую деятельность осуществлять изменение представлений о духовно-нравственном воспитании школьников. 

Новизна

Ключевым концептом проекта является целостное понимание культуры жизни в виде биоопределяющего, социально обусловленного, психологически обоснованного, духовно мотивированного ноосферного воплощения культуры человека как субъекта жизнедеятельности. Детерминантами психологических и духовных основ культуры жизни можно считать создание в образовательном учреждении интегрированной креативной среды, в которой искусство обогащает духовную жизнь, а интеграция общего и музыкально-эстетического образования превращает образовательный процесс в поле перманентного культурного развития ребенка и привития ему нравственных ценностей.  Музыкально-Эстетический Лицей им. А.Г. Шнитке (МЭЛ) создает уникальную образовательно-художественную среду, взращивающую ребенка-творца, созидателя, хранителя и транслятора духовных ценностей. Духовное же оценивается как «возвышенные идеалы, содержащие в себе богатейший жизненный опыт и глубочайшие размышления» (К. Юнг), «творческая активность и широта кругозора» (С.К. Болдырева, Д.В. Колесов), «нравственные, справедливые начала общественной жизни, свобода мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» (А.А. Андрушкевич), «качества фасилитатора («эмпатия, конгруэнтность, открытость новому опыту, искренность») (К. Роджерс), «вера в возвышение» (одухотворение, вдохновение, окрыление, озарение, вера в идеальное), тенденция «к выходу за пределы наличного» (к новой ступени развития), «способность прорываться в творчестве через пространство и время», «совесть» и все качества  самоактуализирующейся личности», которая способна руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра». 

Значимость проекта

Наш проект «Духовно-нравственное воспитание одаренных школьников как вектор формирования культуры жизни» решает несколько ключевых задач, призванных способствовать гармонизации личности ребенка и определению духовных ориентиров подрастающего поколения. Эти ориентиры задаются стратегическими направлениями образовательной деятельности МЭЛ, усилиями ученых и педагогических работников – партнеров по инновационной проектной деятельности, которые поддерживают идеи духовно-нравственного воспитания и преломляют их в психолого-педагогической практике современной школы посредством диалога культур, эвристической беседы, концертной педагогики, социокультурных практик. 

Изменение представлений о духовно-нравственном воспитании школьников помогают педагогам, родителям, да и самим обучаемым актуализировать потенциал культуры жизни, укреплять психическое здоровье, сформировать общекультурные компетенции, чувствовать свою ответственность за красоту и хрупкость мира и лучше понимать свой внутренний мир. Философской основой этого процесса служат слова выдающегося немецкого философа Г. Гадамера: «Понимая, что говорит искусство, человек встречается с самим собой». 

Содержание проекта

В монографии, подытоживающей результаты просветительской деятельности, представлены материалы разработчиков и участников проекта, а также исследования партнеров из академических сообществ и высшей школы. Концептуальные изыскания по различным аспектам воспитания духовности одаренных школьников выполнены в русле ноосферной образовательной парадигмы, духовность которой проявляется в ответственности каждого человека за судьбы планеты и сохранение жизни на Земле. Большое внимание уделено основным положениям «Доктрины духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования» (А.И. Субетто) и эвристическому диалогу руководства лицея с автором доктрины. Диалог отражает выполнение инновационным образовательным учреждением ключевых предписаний и запросов ученых в области духовного воспитания подрастающего поколения. Важное место отводится формированию научной и художественной картины мира школьников посредством философско-эстетической ориентации образовательного процесса. Можно ознакомиться с авторскими образовательно-художественными проектами, разработанными в сотворчестве педагогов с лицеистами из научного общества обучающихся («Прометей: образ, символ, культура»; «Поэма о виолончели» и др.). В приложении приведены мудрые изречения под названием «Копилка мудрости», позволяющие окунуться в атмосферу духовного поиска, Красоты, Любви и Творчества, которыми славится это учреждение и стихотворные напутствия авторов.

Монография предназначена для всех, кто интересуется проблемами духовно-нравственного воспитания и проблемами развития новой школы в XXI веке.

Результаты, выводы

Педагогические находки авторов в области духовно-нравственного развития одаренных школьников привлекают единомышленников к сотрудничеству и сотворчеству. Созданная в МЭЛ эстетизация и фантазийность образовательного пространства прививает с ранних лет любовь к красоте и гармонии, а сочетание рационального и иррационального начал способствует накоплению образовательного потенциала., формированию психологической культуры школьников и повышению уровня акмесоциокультурной зрелости. МЭЛ задействует потенциал педагогического коллектива, ресурсы участников сопровождения, превращая процесс духовного развития и саморазвития в созидательное со-творчество всех субъектов образования. Каждому ученику предоставляется возможность раскрыть свое «Я», почувствовать вкус успеха и духовное наслаждение от образовательного процесса.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 78 читателей
12.03.2024 22:08:25Бободжонова Зарнигор ИсмоновнаМне очень понравился проект
12.03.2024 22:08:25Белявцева Алина ВалерьевнаДанный проект кажется мне наиболее достойным, так как полностью отражает всю суть современности.
12.03.2024 22:08:25Пилипенко Марина ИвановнаАктуальная тема в вопросах воспитания, рассмотрена с различных сторон, практическая составляющая , рассмотрены вопросы преемственности, взаимодействия разных структур и организаций. Очень значимо в вопросах развития одаренной молодежи.
12.03.2024 22:08:25Смирнова Александра ВикторовнаДля будущего очень пригодится
12.03.2024 22:08:25Зарифова Юлдуз БаксодировнаЗдорово и познавательно
12.03.2024 22:08:25Луцкая Юлия ПетровнаМного нового для себя узнала
12.03.2024 22:08:25Абдуллина Арина СергеевнаПозновательно и интересно
12.03.2024 22:08:25Гусейнова Гюнаш Физули кызыИнтересный проект
12.03.2024 22:08:25Левченко Ульяна СергеевнаАктуальная и интересная мне тема
12.03.2024 22:08:25Пронин Георгий Викторовичочень интересная работа
12.03.2024 22:08:25Тарадина Юлия МихайловнаОчень актуальная тема
12.03.2024 22:08:25Смирнова Наталья Александровнаочень актуальная для нынешнего времени тема
12.03.2024 22:08:25Беркутова Вероника ВалерьевнаОдин из интересных и значимых проектов по воспитанию одаренных детей.
12.03.2024 22:08:25Новикова Сандра АлександровнаДостойный проект!
12.03.2024 22:08:25Мямлин Алексей ПавловичОтдаю свой голос, так как считаю данный проект достойным номинации!
12.03.2024 22:08:25Шарова Анастасия БорисовнаВ проекте поднят очень актуальный для современной школы вопрос
12.03.2024 22:08:25Прилежаева Софья НиколаевнаВажный проект!
12.03.2024 22:08:25Шарафутдинова Гульнара ФеметдиновнаЗаинтересовал индивидуальный подход к каждому школьнику, а особенно одаренному.
12.03.2024 22:08:25Абрамов Андрей ИгоревичСимпатизирую русским космистам и русским философам 19-20 века
12.03.2024 22:08:25Юруткина Татьяна ЮрьевнаВ стремительно меняющейся системе образования, вопрос о воспитании одаренных подростков является очень своевременным и актуальным
12.03.2024 22:08:25Григорьева Александра ВладимировнаОчень интересная работа
12.03.2024 22:08:25Мусина Карина РамилевнаЛюбопытный взгляд, кажется продуктивным
12.03.2024 22:08:25Князева Ирина АлексеевнаИнтересный проект
12.03.2024 22:08:25B M AОчень актуальная тема в современном обществе
12.03.2024 22:08:25Каминская Наталья ВладимировнаДети - это наше будущее, а их духовное развитие - наша первостепенная задача. Поэтому считаю данный проект достойным внимания.
12.03.2024 22:08:25Беззубцева Наталья ГеннадиевнаОчень хороший проект, перспективный!!
12.03.2024 22:08:25Соколова Виктория ВладимировнаСчитаю данную тему актуальной! Очень интересный проект.
12.03.2024 22:08:25Негметова Эльвира КайратовнаВеликолепный проект.Актуальная тема,есть над чем поразмыслить.
12.03.2024 22:08:25Senin Igor -Очень-очень замечательно, совершенно отлично! Супер.
12.03.2024 22:08:25Калинин Андрей ВладимировичПроект направлен на 2 важнейшие составляющие в сегодняшнем мире, первая практическая - создание среды, вторая в высшей степени эстетическая, затрагивающая ценности человека высшего уровня, невозможно не занимаясь духовным воспитанием привить понимание духовности.А это всегда про смыслы человеческого бытия. Я голосую за этот проект потому что вижу в нём актуальность и необходимость и наше технократическое время, и потребительские установки общества. Спасибо авторам!
12.03.2024 22:08:25Сафина Виктория СергеевнаИнтересный проект, заинтересовал
12.03.2024 22:08:25Комкова Юлия ВалерьевнаДанный проект является актуальным в современном мире
12.03.2024 22:08:25Чуйко Людмила ВитальевнаПрекрасный проект!
12.03.2024 22:08:25Казакова Виктория ВладимировнаОчень интересный проект
12.03.2024 22:08:25Жогова Анна ВладимировнаОтличный проект
12.03.2024 22:08:25Дмитриева Наталья ВитальевнаСерьезное научное и прикладное значение.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:24Коряковская Светлана ВладимировнаАктуальная тема в современном обществе.
12.03.2024 22:08:24Гарная Мария ИгоревнаБыло очень интересно и увлекательно)
12.03.2024 22:08:24Бархатова Елена ВалерьевнаЭто интересно
12.03.2024 22:08:24Глоба Николай ВикторовичОтдаю свой голос, так как считаю данную тему актуальной!
12.03.2024 22:08:24Зверева Ольга АнатольевнаЯ работаю учителем в школе с индивидуальным подходом к образованию. Для меня данная тема является актуальной!
12.03.2024 22:08:24Белимова Полина АндреевнаПроект кажется очень интересным, так как посвящен работе с одаренными детьми
12.03.2024 22:08:24Глоба Евгения НиколаевнаИнтересно, актуально!
12.03.2024 22:08:24Лапшаева Оксана Михайловнаинтересная тема
12.03.2024 22:08:24Шадрин Максим БорисовичВеликолепное мероприятие.
12.03.2024 22:08:24Плюскин Константин КонстантиновичНа сегодняшний день уровень духовности подрастающих поколений особенно нуждается в развитии.
12.03.2024 22:08:24Абрамова Елена ВячеславовнаЗамечательная идея вести просветительскую работу по духовно-нравственному воспитанию школьников! Каждый ребенок одарен по-своему, а чтобы увидеть эту одаренность необходима проницательность и Талант Педагога.
12.03.2024 22:08:24Торгашин Алексей ЮрьевичВыбираю этот проект, потому что от одаренной части каждого поколения зависит будущее науки, и тема воспитания таких детей особенно актуальна.
12.03.2024 22:08:24Скворцов Владимир ИвановичВажно, что популяризируются ноосферные идеи в образовании
12.03.2024 22:08:24Марченко Ольга СергеевнаМне очень нравится этот проект! Мне он кажется очень перспективным и.. правильным
12.03.2024 22:08:24Чичерин Сергей АлексеевичНе смотря на то, что элитаризм имеет свои негативные стороны, он, все же является отражением реально существующего факта: люди не равны. Правильное воспитание одаренных учеников - это воспитание элиты духа, и именно эта элита будет, является и всегда была руководящей силой человеческого прогресса.
12.03.2024 22:08:24Волков Алексей КонстантиновичОчень все важное и нужное для нашего будущего!
12.03.2024 22:08:24Хоменко Наталия ПетровнаБезусловно структурированная методологическая работа в данной области, Ее интеграция с процессом обучения и духовным воспитанием способствует формированию личности с нестандартным мышлением, яркой индивидуальностью... а к сожалению обычная школа или даже Гимназия сегодня не готовы работать с такими детьми.
12.03.2024 22:08:24Эрих Екатерина ВикторовнаЗамечательная идея!
12.03.2024 22:08:24Гурбанова Солмаза БайрамовнаКвалификационная работа, имеет преимущества перед другими работами, использованы прекрасная литература и новый, интересный материал.
12.03.2024 22:08:24Суслова Александра Прекрасный проект!
12.03.2024 22:08:24Волков Роман ЛеонидовичИнтеллект, человеческий ресурс - это главное слагаемое в развитии общества и данная программа служит этой цели, я голосую за неё.
12.03.2024 22:08:24Доброневская Янина АлександровнаИнтересный проект.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:24Воробьев Александр МихайловичВоистину затронута очень важная и актуальная проблема на сегодняшний день.
12.03.2024 22:08:24Мелкая Марина ВитольдовнаАктуальность темы.
12.03.2024 22:08:24Полиектов Виктор АлександровичОтдаю свой голос в поддержку, считаю, что возвращение к традиции -" через образование к собственному образу мира" - станет залогом выхода из тупика современной российской школы.
12.03.2024 22:08:24Ванновская Ольга ВасильевнаОдаренными школьниками сейчас занимаются мало, несмотря на множество авторских проектов. Сотрудничество и сотворчество школы и академического сообщества открывает большие перспективы развития обеих сторон.
12.03.2024 22:08:24Ермолаев Сергей НиколаевичОчень заинтересовала, проблема
12.03.2024 22:08:24Балакин Никита СергеевичЗамечательная работа!
12.03.2024 22:08:24Петрова Наталья СергеевнаОчень интересно!
12.03.2024 22:08:24Ремезов Дмитрий АндреевичЭтот проект затрагивает одну из наиболее важных тем для современной России - духовно нравственное воспитание! Молодцы!
12.03.2024 22:08:24Воронов Игорь АнатольевичДуховность и знания не должны противоречить поступательному развитию человеческого социума.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:24Захарова Татьяна Владимировназамечательно
12.03.2024 22:08:24Осоченко Полина СергеевнаПоднятая тема очень резонирует с потребностями общества
12.03.2024 22:08:24Белов Павел КонстантиновичОтдаю свой голос за проект по причине того, что считаю тему, освещённую в рамках данного проекта, наиболее интересной и значимой.
12.03.2024 22:08:24Жаворонкина Евгения ГеннадьевнаОтличный проект!
12.03.2024 22:08:24Давыдова Александра СергеевнаСчитаю это важной темой для обсуждения.
12.03.2024 22:08:24Андреева Юлия ЮрьевнаТема духовно-нравственного воспитания очень актуальна на сегодняшний день и данный проект помогает глубже проникнуть в суть данной проблемы.
12.03.2024 22:08:24Егорова Наталия МихайловнаСпасибо авторам за интересный проект!
12.03.2024 22:08:24Ермакова Юлия ПетровнаВ этой работе затронуто очень важное направление педагогики –духовно-нравственное воспитание. Она отвечает запросам сегодняшнего дня, раскрывает смысл духовных ценностей современных школьников. В сотворчестве с учеными обсуждение этой темы выходит на новый, более высокий уровень.
12.03.2024 22:08:24Рожков Борис ГригорьевичОчень хорошо составленный проект
12.03.2024 22:08:24Бригадиренко Наталья ВладимировнаОбобщен опыт духовно-нравственного воспитания в особых условиях интегрированной среды. Полезными для практиков являются методические рекомендации по воспитанию одаренных детей. Особый интерес вызвала форма подачи материала в виде эвристического диалога руководства лицея с представителями науки.
12.03.2024 22:08:24Зотова Елена МихайловнаПедагогические находки авторов в области духовно-нравственного развития одаренных школьников привлекают к сотрудничеству и сотворчеству. Спасибо авторам этого проекта.
12.03.2024 22:08:24Лысенко Елена МихайловнаПроект интересен тем, что он отражает реальные возможности сотрудничества академического сообщества, вуза и инновационного образовательного учреждения - Музыкально-Эстетического лицея в вопросах духовной самореализации школьников в атмосфере духовного поиска, Красоты, Любви и Творчества

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su