Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Метод драматической психоэлевации» (арт-терапевтическая методика)


Метод драматической психоэлевации – это оригинальный метод арттерапии детей, страдающих невротическими и сходными пограничными расстройствами (страхи, агрессивное поведение, расторможенность, повышенная застенчивость, избирательный мутизм, легкая степень аутизма, логоневроз, энурез и астма невротического происхождения, тики и другие навязчивости, демонстративное поведение и т.п.). 

Основополагающий принцип нашей методики – это не лечение отдельного невротического симптома или симптомов, а стремление гармонизировать деформированную психику в целом. Метод драматической психоэлевации уделяет основное внимание особенностям данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.

Самый важный и одновременно самый трудный момент в нашей работе - правильное определение патологической доминанты. И его очень сложно сформулировать, вернее – формализовать. Конечно, у нас много разных «опор» + поведение ребенка на первичном осмотре и на занятиях, данные родительской и детской анкет, рисунки, беседы с родителями. Большое значение для нас имеет и внешний облик ребенка: конституциональный тип, пластика, мимика, речь. Существует огромное количество нюансов, расшифровка которых дается только личной наблюдательностью и личным опытом.

В ходе работы мы придаем исключительное значение художественному образу и метафорической форме материала. Метафора не только как наименее травматична для ребенка, но и как наиболее эффективна. 

Механизм воздействия метафорических образов и вымышленных сюжетов до сих пор остается для нас во многом загадочным. Но мы чувствуем, что сильный коррекционный эффект достигается именно сочетанием нереальных (и часто даже в принципе невозможных в жизни данного конкретного ребенка) ситуаций, правильно заданной темы и фабулы и присутствия в качестве сюжетных героев вполне реальных людей – прежде всего самого ребенка и его близких. Вообще же атрибуты кукольного театра, на наш взгляд, являются идеальными инструментами психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму (за стенку, а ведь невротик нередко бывает застенчив, хотя «стенкой» порой служит демонстративное, вычурное поведение, даже шутовство!) или закрывшись маской (то есть замаскировавшись), говоря от лица куклы и потому не страшась уличения, ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди без малейшего психического ущерба для своей и без того хрупкой психики.

Особо следует остановиться на используемом нами драматическом материале. Здесь в полной мере раскрываются возможности индивидуального лечения в условиях группы. Несмотря на утилитарно-психокоррекционное назначение, и маленькие сценки-этюды, и театрализованные игры, и специальные пьесы пишутся нами, имеющими опыт профессиональных драматургов, с соблюдением всех законов данного жанра. 

Первый этап – этюды. Продолжительность - почти два месяца (8 занятий по одному в неделю). Театральные сценки разыгрывают как ведущие, так и дети вместе с родителями. Частично (в большой степени) это делается по заранее написанным нами сценариям, частично (в гораздо меньшей степени) является импровизацией на

заданную тему. Каждое из восьми занятий проходит под знаком той или иной ведущей темы (злоба, обидчивость, страх, лень, застенчивость и т.д.). Кроме того, дети участвуют в специальной театрализованной игре, которая начинается на первом занятии, каждый раз обрывается на самом интересном месте и, наконец, на последнем занятии завершается, вызывая у детей яркие катарсические переживания в финале.

На данном этапе наряду с психокоррекцией нередко происходит и уточнение диагноза. Таким образом, метод драматической психоэлевации одновременно можно рассматривать и как метод дифференциальной диагностики. Например, в таких случаях, как шизофрения, умственная отсталость, задержка развития, органическая травма и т.д. Нередко первого этапа оказывается вполне достаточно для «приведения в порядок», однако для закрепления достигнутых результатов, а также для более глубокого воздействия в особо сложных случаях мы считаем весьма желательным через некоторое время пройти второй этап.

Второй этап – спектакль. Для участия в «лечебном спектакле» набирается группа в 8+9 человек разного возраста и, соответственно, из разных групп первого этапа. Те же два руководителя ведут репетиции, иногда приглашая в помощники профессионального режиссера, и продолжают задавать на дом (под предлогом работы над ролью) индивидуальные этюды, давая детям уже больший простор для импровизации. Готовый спектакль показывается родственникам и друзьям участников. Доминирующая черта, выделенная нами на предыдущем, первом этапе, доводится в персонаже пьесы до своего гротескного, карикатурного варианта. И вот мы наблюдаем удивительное, в каком-то смысле даже парадоксальное явление: если роль подобрана правильно, то ее «проживание» почему-то помогает ребенку окончательно справиться с патологической доминантой.

За два десятилетия работы мы апробировали метод на нескольких тысячах детей с самыми разными невротическими и прочими пограничными отклонениями психики.

 

Медведева И.Я. "Метод драматической психоэлевации. Лечебный кукольный театр"


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 80 читателей
12.03.2024 22:08:25Глазунова Ирина Геннадьевнаметод, оказывает реальную помощь в коррекции не только детских неврозов, но и способствует налаживанию детско-родительских отношений.
12.03.2024 22:08:25Ромашина Оксана НиколаевнаПринимала участие в работе по данной методике.
12.03.2024 22:08:25Голованова Надежда СергеевнаДанный метод апробирован на моем ребенке. Результат- преодолены проблемы общения, с нивелировались невротические реакции. Прекрасный метод корректирования поведения ребенка в семье и коллективе.
12.03.2024 22:08:25Смоленская Евгения ВячеславовнаРаботаю по этому методу несколько лет, ничего более эффективного в работе с детьми просто пока так и не нашла в психологии!!
12.03.2024 22:08:25Катаева Надежда ВладимировнаПрофилактика дезадаптивного поведения. Естественная безболезненная коррекция поведения ребенка.
12.03.2024 22:08:25Смирнова Надежда ВалентиновнаСпасибо за надежную арт-терапевтическую методику. Жизненно!
12.03.2024 22:08:25Чижевская Елена Владимировнаочень творческий ,органичный проект. Учит радости и пониманию родителей и детей
12.03.2024 22:08:25Глазунова Лариса ДмитриевнаПонравился проект
12.03.2024 22:08:25Сидорова Светлана ВикторовнаЯ голосую за этот метод, потому что вижу, как благодаря ему поведение детей становится лучше, они действительно избавляются от страхов. повышенной застенчивости, агрессивности, конфликтности.
12.03.2024 22:08:25Бурилова Оксана ВикторовнаЭтот метод позволил моей дочери избавиться от излишней застенчивости.
12.03.2024 22:08:25Гражданинова Евгения АлександровнаСама уже почти 3 года работаю по этой методике. Положительные результаты более чем очевидны.
12.03.2024 22:08:25Завьялова Елена ВладимировнаРеальная помощь детям, которая помогает вырастить психически здоровое поколение.
12.03.2024 22:08:25Лукина Елена ВикторовнаМне близок такой метод лечения.
12.03.2024 22:08:25Волынская Инна МихайловнаЗнаю о методе более 10 лет. Если взрослые действительно хотят помочь ребенку, то этот метод дает прекрасные результаты! Причем, з несколько недель меняется не только поведение ребенка, но и улучшаются отношения в семье в целом. Раскрываются огромные возможности для самореализации и творческого развития. В наше время актуален и полезен для всех!
12.03.2024 22:08:25Языкова Елена ВалентиновнаХороший метод, отличные результаты
12.03.2024 22:08:25Ковязина Елена ЮрьевнаМетод проверен двадцатью годами практики. Тысячи детей и родителей получили помощь.
12.03.2024 22:08:25Барсукова Елена АнатольевнаОтличный метод!
12.03.2024 22:08:25Насырова Ирина СергеевнаЗДОРОВО ЧТО ЕСТЬ ТАКОЙ МЕТОД
12.03.2024 22:08:25Аистова Светлана ВикторовнаВ прошлом году мой ребенок занимался в группе по этой мотодике (были проблемы с посещением детского коллектива). С этого года успешно ходит на подготовку к школе, хорошо общается со сверстниками. Положительные изменения заметны не только нам, родителям, но и окружающим людям.
12.03.2024 22:08:25Соколова Наталья Валентиновна"Плоды" деятельности убеждают в эффективности данного психологического инструментария.
12.03.2024 22:08:25Ворошнина Марина ВикторовнаЯ читала книги Шишовой и Медведевой, слушала их лекции, в своей работе применяю многие игры, упражнения для работы с детьми. Спасибо, это хорошо работает:)
12.03.2024 22:08:25Казанская Галина ИвановнаИнтересная и актуальная работа, с большим практическим потенциалом
12.03.2024 22:08:25Надежда Надежда Надеждапонравился метод
12.03.2024 22:08:25Ерикова Людмила ВикторовнаНа мой взгляд, это очень интересно и эффективно.
12.03.2024 22:08:25Чернокова Наталья НиколаевнаАктуально и необходимо!
12.03.2024 22:08:25Дворяну Вера МихайловнаМетод заслуживает внимания как один из самых эффективных для встраивания любых детей и подростков, и даже взрослых людей, в актиный социум, Метод помогает аактивизировать скрытые или заторможенные потенции индивида, вызывая у него непроизвольные реакции, которые, закрепившись в подсознании, легко и непроизвольно продуцируются в поведенческой практике.
12.03.2024 22:08:25Короткова Елена ВениаминовнаНа личном опыте убедилась в эффективности данного метода.После занятий у этих специалистов ребенок просто расцвел.
12.03.2024 22:08:25Лубенко Надежда Алексеевнаметод дает глубокие и понятные основы для дальнейшей самостоятельной работы в семье по выявленной проблеме
12.03.2024 22:08:25Саримова Татьяна ГавриловнаЗнаю авторов лично. Многие мои знакомые были с детьми на занятиях. Результаты всегда впечатляют. Спасибо!
12.03.2024 22:08:25Дмитриева Диана ВикторовнаУспешно работаю по этой методике 7й год.
12.03.2024 22:08:25Кириллина Иоанна АлександровнаЭтот проект понравился больше всего.
12.03.2024 22:08:25Кириллина Евгения БорисовнаЯ голосую за этот проект.
12.03.2024 22:08:25Гаврикова Елена ЮрьевнаПо данному методу занимались с моим ребенком результат был положительный. Продолжаю использовать эту методику самостоятельно. В нашем клубе занимаются со многими детьми по этой методике. Получили очень хорошие результаты!!! Огромное спасибо Шишовой Т.Л. и Медведевой И.Я.
12.03.2024 22:08:25Кириллина Ксения АлександровнаМеня очень заинтересовал этот метод.
12.03.2024 22:08:25Аутов Ильяс РахимжановичИ.Я. Медведева и Т.Л. Шишова - профессионалы топового уровня, не просто теоретизирующие и занимающиеся отвлеченным анализом, а с успехом воплощающие свои идеи и методы в жизнь. Причем, с высоким результатом, в чем я не раз лично убеждался.
12.03.2024 22:08:25Медведева Евгения ГеннадьевнаПользуюсь этим методом уже 5 лет профессионально. Считаю его прекрасным инструментом для коррекционной психологической работы с семьей, как системой. Уникальное сочетание творчества и психологии. Большое спасибо авторам.
12.03.2024 22:08:25Соболева Екатерина РобертовнаРетаботаю по этому методу уже более десяти лет. Высокая результативность за определенный временной промежуток . Возможна работа в рамках методики начинающим психологам и педегогам, возможность использовать в рамках метода прошлый опыт.
12.03.2024 22:08:25Стражевич Юлия ИвановнаДобрый день. Занимались с сыном на курсе "Метод драматической психоэлевации". Пришли с проблемой повышенной застенчивости. После курса сын смог преодолеть многие свои страхи, делая усилие над собой. Например, сам купил сахарную вату в киоске)). Результат есть!
12.03.2024 22:08:25Капустина Светлана АнатольевнаМетод интересный и работающий для всей семьи
12.03.2024 22:08:25Куликов Сергей ВладимировичАктуально для формирования здоровой психики детей и взрослых в современном обществе.
12.03.2024 22:08:25Бирюков Алексей АлексеевичЭтот метод помог мне стать из "трудного подростка" в Человека, а затем в учителя. А теперь я помогаю своим ученикам. Проверено на собственном опыте! Работает! Спасибо авторам!
12.03.2024 22:08:25Мжельская Елена МихайловнаРаботаю по данном мтеодике больше 10 лет. Считаю ее очень эффективной. Она построена так, что является действительно, инструментом - технологией, которая может использоваться при решении разных проблем у детей (нарушение поведения, эмоциональные проблемы) и при нарушениях детско-родительского взаимодействия. Эффективность методики проверена годами практической работы. С благодарностью к ее создателям.
12.03.2024 22:08:25Логина Марина ВладимировнаПрекрасный метод, помогает справиться со многими проблемами в поведении и эмоциональном состоянии детей. Училась у авторов и применяю его в работе. Большое спасибо Ирине Яковлевне и Татьяне Львовне!
12.03.2024 22:08:25Косякина Елена АлександровнаХороший эффективный метод!
12.03.2024 22:08:25Магай Андрей ИгоревичЗамечательный и оригинальный метод психотерапии детей, страдающих невротическими и сходными пограничными расстройствами (страхи, агрессивное поведение, повышенная застенчивость, избирательный мутизм, легкая степень аутизма, логоневроз, энурез и астма невротического происхождения, тики, навязчивости, демонстративное и асоциальное поведение, в том числе воровство и т.д.).
12.03.2024 22:08:25Евграфова Алина МихайловнаДанная методика действительно помогает с помощью кукольного театра сккоретировать различные неврозы у детей. На протяжении десятка лет интересуюсь и изучаю материалы данных авторов в своей работе со своими детьми.
12.03.2024 22:08:25Бамбаева Елена ЦереновнаЧитала книги Лекарство - кукольный театр и Страх мой - враг мой. Книги очень интересная.И как педагог, работаю в детсаду, разделяю позицию авторов, что играя в специальные ролевые игры, можно помочь ребёнку справиться с различными детскими проблемами.
12.03.2024 22:08:25Синькевич Анна ИвановнаЯ не просто ознакомилась с этой методикой, но и применяла ее в работе театральной студии. Метод драматической психоэлевации работает. Куклы помогают раскрыть ребенка незаметно для него вовлечь в игру. Рекомендую всем (и сама с радостью побывала бы на занятиях Ирины Яковлевны и Татьяны Львовны) обратить внимание на этот метод. Творчество как лекарство действительно способно помочь. Спасибо!
12.03.2024 22:08:25C Ju VlМне видится, что данный инструмент очень эффективен в работе с детьми, при этом нетравматичен, т.к.оставляет ребенка в привычной среде кукол
12.03.2024 22:08:25Артамонова Татьяна ВладимировнаЭтот метод помог моему очень близкому маленькому человечку выздороветь.
12.03.2024 22:08:25Брайко Светлана ЕвгеньевнаЯ своими глазами видела результаты этой методики, они невероятные.
12.03.2024 22:08:25Лукина Ольга Александровнаучеными собран уникальный опыт двух десятилетий и я видела как этот метод работает с трудными детьми в детском доме.
12.03.2024 22:08:25Качанов Алекс Нам помогает!
12.03.2024 22:08:25Сенкевич Наталья БорисовнаМетот очень эффективный, дети очень преображаются в результате пооцесса. Результат не перестает удивлять. Часто использую метод в своей работе с детьми.
12.03.2024 22:08:25Шулакова Полина АлександровнаНе первый год учусь, стажируюсь у Ирины Яковлевны и Татьяны Львовны и не перестаю благодарить Бога за такой подарок! Метод драматической психоэливации считаю уникальным в своем роде. Он позволяет быстро и верно увидеть суть проблемы и найти возможные решения для гармонизации отношений в семье.
12.03.2024 22:08:25Соболевская Светлана АлександровнаМетодика может использоваться в детской драматургии
12.03.2024 22:08:25Каклюгин Николай ВладимировичСчитаю, что эта методика очень действенна, поскольку обращена к ключевым особенностям детмкой психологии и ориентирована авторами в наиболее эффективном смысловом пространстве - духовно-нравственной ориентации и верно заданных смысложизненных и ценностных ориентирах.
12.03.2024 22:08:25Коляденко Нина Владимировназнаю методику, использую в работе, эффективно
12.03.2024 22:08:25Флорова Юлия АлександровнаДобрый день, коллеги! Работая с детьми, с удовольствием использую арт-терапевтические техники, не перестаю удивляться как с помощью метафоры, игры и театра возможно поговорить о глубоких эмоциональных переживаниях, найти способ помочь в конфликтной ситуации. Данный метод, кажется мне интересным, практически значимым и актуальным. С уважением, Флорова Ю..А.
12.03.2024 22:08:25Метельская Виктория ВикторовнаМетод реально работает! Проверено на себе! Лучшее что можно придумать для работы с семьей! Спасибо большое авторам!
12.03.2024 22:08:25Моисеева Юлия КонстантиновнаБлестящий метод позволяющий корректировать и исправлять поведение ребенка и родителей по отношению к ребенку.
12.03.2024 22:08:25Шаронова Анна ПавловнаЭта методика очень помогла нашей семье в воспитании сына. Глубокий и гуманный психологический инструмент. И ребёнок, и мы, родители, на многие ситуации посмотрели по-другому. И самое главное - увидели как решить нерешаемые, как казалось ранее, вопросы... спасибо авторам!
12.03.2024 22:08:25Белобрыкина Ольга АльфонсасовнаЗнакома с методом, использую в работе. Очень эффективен. Очень грамотные специалисты. На их работах учу студентов профессионализму
12.03.2024 22:08:25Розова Татьяна ВалерьевнаПрименение данной методики, на мой взгляд, даёт возможность детям справиться со своими мешающими социальной адаптации особенностями. Получить эмоциональную, положительно заряженную опору для будущего развития.
12.03.2024 22:08:25Хатипоглу Наталья НиколаевнаЯ считаю этот метод очень эффективным в работе с семьями, результаты очень впечатляют.
12.03.2024 22:08:25Бутакова Виталия ВладимировнаЯвляюсь активистом движения "Родительское Всероссийское Сопротивление" и поэтому полностью поддерживаю организаторов и их коллег.
12.03.2024 22:08:25Гордеева Антонина АлександровнаЯ считаю, что метод драматической психоэлевации - это универсальный метод коррекции нарушений различного генеза.
12.03.2024 22:08:24Захарова Евгения ЮрьевнаГолосую за метод драматической психоэлевации, т.к. считаю данный метод эффективной коррекцией характера ребенка.
12.03.2024 22:08:24Перехвальская Екатерина ИгоревнаДанная методика используется нашей семьёй в настоящее время. Очень интересный подход, раскрывает слабые и сильные стороны ребёнка, позволяет скорректировать поведение, раскрывает личность!
12.03.2024 22:08:24Селютина Наталья ВалерьевнаМетод драматической психоэлевации за годы своего существования принес множество положительных результатов в жизни детей и подростков.
12.03.2024 22:08:24Романцова Юлия ВладимировнаЖивая интересная методика, очень нравится детям, приносит результаты, возможность в игровой форме через театр проигрывать с детьми различные поведенческие ситуации, проиграть и закрепить благоприятный вариант поведения в конфликтных ситуациях.
12.03.2024 22:08:24Кожуханцева Татьяна КонстантиновнаНизкий поклон моим Учителям! Работала по этой методике 4 года, имею множество благодарных отзывов от родителей. Метод драматической психоэлевации - это хорошо отточенный инструмент для эффективной работы с детьми и родителями. Это не просто методика, но формат работы с семьей, который позволяет увидеть суть проблемы, найти пути решения и помочь гармонизировать отношения внутри семьи. В работе задействованы не только знания психолога, но внутренние силы самого ребенка, которые благодаря правильно заданному направлению работы, производят мощный терапевтический эффект.
12.03.2024 22:08:24Наконечная Наталия ТимофеевнаРеальные значимые изменения детей и родителей. Спасибо большое основателям этого метода !
12.03.2024 22:08:24Туркенич Елена ВладимировнаДети и родители значимо меняются после этой терапии. Спасибо авторам за этот проект!
12.03.2024 22:08:24Захарова Лариса ВладимировнаСчитаю важным, что эта метод работает со всей семьей, не только с конкретным ребенком. Признак надежности метода - тот факт, что на его основе осенью 2016 года научно-методическим советом Городского Психолого-Педагогического центра г. Москвы (www.gppc.ru) утверждена коррекционная программа.
12.03.2024 22:08:24Гуськова Елена ВладимировнаЯ убедилась в уникальном действии этого метода на своем ребенке. Занятия помогли не только сыну, но и сближению всей нашей семьи.
12.03.2024 22:08:24Балуева Елена ВалерьевнаМетод помогает нормализовывать и поддерживать психологический климат в семьях, гармонизировать отношения человека прежде всего внутри семьи, а также помогает ему решить и его личные внутренние проблемы. Это дает личности полноценно реализовать себя и в социуме.
12.03.2024 22:08:24Карпинская Кристина МХодили с ребенком на занятия, очень эффективные
12.03.2024 22:08:24Катышева Ирина ВасильевнаИнтересный метод. Мне нравится в нем то,что играя , ребенку помогают решить его внутренние проблемы,мешающие ему жить и радоваться жизни. Мне очень нравятся книги этих авторов. Дай Бог им сил в их труде!
12.03.2024 22:08:24Крылатова Татьяна АлександровнаХороший воспитательный контекст, эффективная методика в компенсации страхов, неуверенности, агрессии. Интересна для детей и родителей, важна для семейной психокоррекции.
12.03.2024 22:08:24Кан Елена АлександровнаЭтот метод - очень доступный, эффективный. Но мне больше всего понравилось, что этим методом не навязчиво, но целенаправленно, работают больше с родителями. Где родитель, во время выполнения домашних заданий, анализирует свои действия, поступки, поведения отношение к своему ребенку, становиться на путь истинный.
12.03.2024 22:08:24Ардов Михаил ИвановичЗамечательный метод. Очень помог моим близким знакомым в "борьбе" с агрессивностью, упрямством и черезмерной обидчивостью своих малышей. Кукольный театр - это чудо! Дети становились лучше на глазах...
12.03.2024 22:08:24Скобелева Ольга НиколаевнаСамый эффективный метод работы с семьей! Использую в своей практике его уже более 7 лет. Следует отметить, что метод позволяет в течение непродолжительного времени достигнуть устойчивых положительных изменений в семейных взаимоотношениях и поведении ребёнка.
12.03.2024 22:08:24Артемьева Татьяна ИвановнаЭто реально работает!

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su