Номинация «Мастер-класс года для психологов»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Основы медицинской психологии для педагогов-психологов» (цикл видеолекций)

Автор:

Организация: АНО Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования РАЗВИТУМ

 
Основное содержание дисциплин программы  «Основы медицинской психологии (патопсихология, детская нейропсихология, психотерапия, сексология)».
Модуль: Основы медицинской психологии (патопсихология, детская нейропсихология, психотерапия, сексология).
Содержание:
  • Введение в основы детской медицинской психологии.
    Предмет и сфера применения медицинской психологии в работе педагога-психолога. Клинико-психологические идеи периода, предшествующего институционализации специальности «Клиническая (медицинская) психология: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, А.Н. Бернштейн. Медицинская психология как практическая специальность в психологии. Московская и Санкт-Петербургская (Ленинградская) парадигмы. А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, В.Н. Мясищев, А.Е. Личко, Б.Д. Карвасарский. Разделы медицинской психологии. Дифференцировка понятий «психический» и «психологический», классификация психических и психологических заболеваний и нарушений. Специфика работы в детской медицинской психологии.
Тема 1 Детская нейропсихология
  • 1.1 Детская нейропсихология как наука.
    Две основные парадигмы (подхода) в клинической нейропсихологии: А.Р. Лурия и У. Пенфильд. Генетико-иерархическая структурно-уровневая функциональная организация головного мозга и психики. Эволюционные и культурно-социальные механизмы формирования высших психических функций. Культурно-историческая концепция  Л.С. Выготского. Специфика последствий повреждения мозга у детей и взрослых. Функциональная асимметрия и её роль в нейрональной организации психической деятельности. Проблема левшества.
  • 1.2 Синдромы нарушения психических функций.
    Мозжечковые нарушения психомоторики. Синдромы нарушения функционирования подкорковых  нейрональных образований. Нарушения зрительного гнозиса. Нарушения слухового гнозиса. Нарушения соматогнозиса. Нарушения в ТОР-зоне левого полушария. Фронтальные (лобные) нарушения ВП. Нарушения речи и письма. Дислексия-дисграфия.
  • 1.3 Основные принципы коррекционной работы в нейропсихологии детского возраста.
Тема 2 Патопсихология
  • 2.1. Объект и предмет патопсихологии.  
    Объектом  и предмет патопсихологии. Задачи и место патопсихологии в системе наук. Структура патопсихологии.  Задачи психолога, работающего в специальном образовании.
     
  • 2.2. Детская патопсихология.
    Умственная отсталость. Степени умственного недоразвития при олигофрении. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью. Задержка психического развития. Эндогенные заболевания (шизофрения и маниакально-депрессивный психоз). Эпилепсия. Органические поражения ЦНС (ММД, СДВГ, иные). Ранний детский аутизм.
  • 2.3. Основные психические нарушения в подростковом возрасте.
    Проблемы возрастной периодизации (виды возраста человека, возрастные периоды). Инфантилизм и его формы. Пубертат и пубертатный криз.Специфические формы подросткового поведения. Характерология, психопатии и патохарактерологические развития. Неврозы. Транзиторные психологические нарушения.
Тема 3 Основы психотерапии
  • 3.1. Принципы научно-доказательной психотерапии.
    Принцип верификации – установления истинности; принцип фальсификации (Карл Поппер) – допущение ложности предварительной гипотезы; указание границ  истинности  (применения или противопоказания); типологизация  (индивидуальности   и   ситуации) – предварительный психологический диагноз;  в диагностике требуется многоуровневый подход;  гипотеза  о механизмах  генезиса проблемного состояния; осознанный выбор средства психокоррекции; критерии  эффективности; прогноз развития  (возможность рецидива, патохарактерологического развития и т.д.); критерии  для повторного обращения к специалисту. 
  • 3.2 Специфика  психокоррекционной работы с детьми и подростками.
    Три субъекта взаимодействия – психолог,  ребёнок и  воспитывающий его взрослый; главная связка в триаде – родитель и ребёнок; главный субъект  психокоррекционной  работы – родитель; ребёнок – не объект воздействия, а субъект взаимодействия, поэтому необходима апелляция к его воле, личности, смысложизненным ценностям (соответственно  его когнитивным и  личностным возрастным возможностям). 
Тема 4 Основы сексологии
  • 4.1 Сексология как наука.
    Системно-эволюционная теория Геодакяна и её прикладное значение. Терминологическая пропедевтика (пол, гендер и культуроспецифичность).
     
  • 4.2 Проблемы сексологии в  работе школьного психолога.
    Онтогенез осознания пола.  Понимание социальных и правовых норм в области полового поведения. Нарушения половой ориентации (идентичности).

"Основы медицинской психологии", Н.В. Беломестнова (Доливо-Добровольская), фрагмент 1 

 

"Основы медицинской психологии", Н.В. Беломестнова (Доливо-Добровольская), фрагмент 2

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе