«Основы медицинской психологии для педагогов-психологов» (цикл видеолекций)
-
Введение в основы детской медицинской психологии.
Предмет и сфера применения медицинской психологии в работе педагога-психолога. Клинико-психологические идеи периода, предшествующего институционализации специальности «Клиническая (медицинская) психология: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, А.Н. Бернштейн. Медицинская психология как практическая специальность в психологии. Московская и Санкт-Петербургская (Ленинградская) парадигмы. А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, В.Н. Мясищев, А.Е. Личко, Б.Д. Карвасарский. Разделы медицинской психологии. Дифференцировка понятий «психический» и «психологический», классификация психических и психологических заболеваний и нарушений. Специфика работы в детской медицинской психологии.
-
1.1 Детская нейропсихология как наука.Две основные парадигмы (подхода) в клинической нейропсихологии: А.Р. Лурия и У. Пенфильд. Генетико-иерархическая структурно-уровневая функциональная организация головного мозга и психики. Эволюционные и культурно-социальные механизмы формирования высших психических функций. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Специфика последствий повреждения мозга у детей и взрослых. Функциональная асимметрия и её роль в нейрональной организации психической деятельности. Проблема левшества.
-
1.2 Синдромы нарушения психических функций.Мозжечковые нарушения психомоторики. Синдромы нарушения функционирования подкорковых нейрональных образований. Нарушения зрительного гнозиса. Нарушения слухового гнозиса. Нарушения соматогнозиса. Нарушения в ТОР-зоне левого полушария. Фронтальные (лобные) нарушения ВП. Нарушения речи и письма. Дислексия-дисграфия.
- 1.3 Основные принципы коррекционной работы в нейропсихологии детского возраста.
-
2.1. Объект и предмет патопсихологии.
Объектом и предмет патопсихологии. Задачи и место патопсихологии в системе наук. Структура патопсихологии. Задачи психолога, работающего в специальном образовании.
-
2.2. Детская патопсихология.
Умственная отсталость. Степени умственного недоразвития при олигофрении. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью. Задержка психического развития. Эндогенные заболевания (шизофрения и маниакально-депрессивный психоз). Эпилепсия. Органические поражения ЦНС (ММД, СДВГ, иные). Ранний детский аутизм.
-
2.3. Основные психические нарушения в подростковом возрасте.Проблемы возрастной периодизации (виды возраста человека, возрастные периоды). Инфантилизм и его формы. Пубертат и пубертатный криз.Специфические формы подросткового поведения. Характерология, психопатии и патохарактерологические развития. Неврозы. Транзиторные психологические нарушения.
-
3.1. Принципы научно-доказательной психотерапии.Принцип верификации – установления истинности; принцип фальсификации (Карл Поппер) – допущение ложности предварительной гипотезы; указание границ истинности (применения или противопоказания); типологизация (индивидуальности и ситуации) – предварительный психологический диагноз; в диагностике требуется многоуровневый подход; гипотеза о механизмах генезиса проблемного состояния; осознанный выбор средства психокоррекции; критерии эффективности; прогноз развития (возможность рецидива, патохарактерологического развития и т.д.); критерии для повторного обращения к специалисту.
-
3.2 Специфика психокоррекционной работы с детьми и подростками.Три субъекта взаимодействия – психолог, ребёнок и воспитывающий его взрослый; главная связка в триаде – родитель и ребёнок; главный субъект психокоррекционной работы – родитель; ребёнок – не объект воздействия, а субъект взаимодействия, поэтому необходима апелляция к его воле, личности, смысложизненным ценностям (соответственно его когнитивным и личностным возрастным возможностям).
-
4.1 Сексология как наука.Системно-эволюционная теория Геодакяна и её прикладное значение. Терминологическая пропедевтика (пол, гендер и культуроспецифичность).
-
4.2 Проблемы сексологии в работе школьного психолога.
Онтогенез осознания пола. Понимание социальных и правовых норм в области полового поведения. Нарушения половой ориентации (идентичности).
"Основы медицинской психологии", Н.В. Беломестнова (Доливо-Добровольская), фрагмент 1
"Основы медицинской психологии", Н.В. Беломестнова (Доливо-Добровольская), фрагмент 2