Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Метод "Организационная метафора" Гарета Моргана в сочетании с интегральным подходом Кена Уилбера» (методика экспресс-диагностики и коррекции культуры организации)


Авторы:

Теоретическое обоснование метода

Метод «Организационная метафора» в сочетании с интегральным подходом предназначен для анализа корпоративной культуры организации, определения ценностей и поиска системных решений. Согласно Г. Моргану любую организацию можно представить в виде организационной метафоры (Гарет Морган. Имиджи организации: восемь моделей организационного развития. – М.: Вершина, 2006.), соотнеся ее имидж с определенным понятием: механизм, организм, мозг и т.д. 

Суть интегрального подхода Кена Уилбера к организации заключается в том, что если мы хотим трансформировать поведение организации как системы,  необходимо изменить качество внимания, мышления и поведения  людей, составляющих эту систему. В частности, анализ «всех квадрантов», с помощью интегральной операционной системы (Кен Уилбер. Интегральное видение. Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. – М.: Открытый мир, 2009.), дает нам инструмент для определения проблемной области и  одновременно может стать системой координат для поиска ответов на вопросы о существующих взаимосвязях и возможностях. (См. содержательные материалы).

Описание исследования

Данный метод был опробован в нескольких крупных российских и западных производственных компаниях, занимающихся цветной металлургией. В качестве участников исследования выступали руководители среднего и высшего звена, сотрудники отделов управления персоналом, руководители производственных подразделений. Всего было исследовано 120 участников и проведено 8 групп в трех производственных компаниях. Полная продолжительность работы с одной группой: 3 - 4 часа, оптимальный размер группы: 6 -12 человек. 

Описание метода работы

  1. Участники исследования объединяются в монокоманды, исходя из своей позиции в организации (руководители производственных подразделений, сотрудники  службы управления персоналом)  и отвечают на вопрос: «Каким образом мы представляем  свою организацию и свое место в ней?». В качестве ответа на вопрос участники рисуют метафору организации на листе А1 и дают название этой картинке.
  2. Следующим шагом фасилитатор, внешний или внутренний, предлагает провести анализ полученной метафоры (картинки) с помощью интегральной операционной системы по «четырем квадрантам» (Сюзанна Кук-Гройтер. «Все квадранты» как методика сканирования и картографирования. Журнал интегральной теории и практики AQAL, перевод Алeны Нагорной, осень 2005.).
  3. В завершении исследования фасилитатор  предлагает участникам  выработать оптимальную (приемлемую) метафору организации, которая отвечала бы всем требованиям внешней и внутренней среды. А затем, когда такая метафора будет найдена, составить план действий и определить конкретные шаги, которые приведут к желаемому результату.

Актуальность метода

Применение опросников для анализа корпоративной культуры в большинстве случаев является дорогостоящим и длительным, требует специальных знаний экспертов. В отличие от опросников, найденная интеграция подходов (метод «Организационная метафора» в сочетании с интегральным подходом) позволяет быстро и экономично проанализировать ситуацию в компании, получит готовый «срез корпоративной культуры», то, как ее видят сотрудники разных подразделений, и понять, что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию.

Значимость

Метод позволяет получить значимые изменения в поведении людей, так как выводит их на другой уровень осознания проблем, существующих в организации. Анализируя свои нарисованные метафоры, участники начинают системно понимать, что происходит с точки зрения культуры и взаимосвязей, самостоятельно находят параллели с развитием ценностей согласно модели «Спиральной динамики» (Дон Бек, Крис Кован. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. – М.: BestBusinessBooks, Открытый Мир, 2010.), вовлекаются в процесс создания и проведения изменений, так как они сами и разрабатывают эти изменения.

Новизна

В  России на данный момент практически не используется интегральный подход в широком организационном контексте, за исключением отдельных попыток построения «бирюзовых организаций» (Фредерик Лалу. Открывая организации будущего / Фредерик Лалу. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016.), упомянутых в выступлении Германа Грефа…  Настоящая методика – первая ступень к развитию организаций будущего, которая позволяет целостно  определить «цвет» организации и  наметить реальные шаги устойчивого развития. 

Выводы

Использование метода «Организационная метафора» в сочетании с интегральным подходом позволяет:

  • проникнуть в суть социальной реальности, понять существующие взаимосвязи и отношения,
  • определить возможный путь изменения организационной культуры  и подходящие методы воздействия, 
  • а также включить в изменения сотрудников на всех уровнях.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 4 читателя
Потапова Ольга Николаевнаметод по определению уровня развития организации и ее корпоративной культуры очень важен в третьем тысячелетии в России на фоне перенасыщенного рынка товарами импортного производства. РАБОТАЮЩИЕ РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОЛУЧАТ РЕАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ И ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ И В ЦЕЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Бендюков Михаил АлександровичПрекрасно, что довели орг метафоры до инструментария. Весьма полезная и провинутая методика!
Пискарев Павел МихайловичОрганизационное развитие и Интегральный подход - синестизия двух замечательных трендов в практике работы психолога! Я за! )
Голос из ВКонтакте
Семенов Михаил Юрьевичсвежо, уникально, полезно и в тренде. не так много технологичных инструментов работы с корпоративной культурой.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su