Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Технология индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога и подростка с девиантным поведением в образовательном процессе школы»


В настоящее время именно внимание к подростку должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, неуспешности, конфликтов, которые принимают острые, а то и пугающие формы. Так как обострение общественных противоречий сразу же сказывается на поведении несовершеннолетнего, на свет выходят конфликты во взаимопониманиях между самими подростками и семьей, школой, общественными институтами. В нашей школе ежегодно увеличивается численность учащихся, состоящих на ВШУ и ПДН. Реализация данной технологии актуальна именно в общеобразовательной школе, т.к. подростки проводят более ¼ суток выполняя интенсивную интеллектуальную работу, испытывая при этом физические, эмоциональные перегрузки.

Такой ребёнок нуждается в помощи, направленной с одной стороны на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Необходимость определения реальных причин девиантного поведения подростков, раскрытие условий, факторов, механизмов, средств его предотвращения и коррекции, поиск новых подходов к использованию социально-педагогических технологий обуславливает актуальность данной работы.

Технология позволяет педагогу выбирать оптимальные условия, контролирует социально-педагогическую деятельность, ориентируя эту деятельность на прогнозируемый и гарантированный результат. Однако, несмотря на бурное развитие различных технологий в практической деятельности социального педагога – технология индивидуально-помогающего взаимодействия разработана недостаточно. Поэтому я сформулировала проблему настоящего исследования следующим образом:

При каких условиях процесс организации индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога и подростка с девиантным поведением может быть эффективным и результативным и гарантировать положительный результат.

Цель исследования: решение проблемы
Объектом исследования выступает социальная адаптация подростка с девиантным поведением.

В качестве предмета – технология индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога и подростка с девиантным поведением в процессе его социальной адаптации.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Конкретизировать сущность понятия технология по предупреждению и коррекции девиации у подростков.
2.Обобщить представленный в литературе опыт внедрения социально-педагогических технологий в практику работы с детьми и подростками.
3.Разработать программу работы социального педагога с подростками на основе индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога с детьми.
4.Проверить эффективность разработанной программы в процессе ее практической апробации.

Этапы реализации  и анализ результатов внедрения технологии
На базе МОУ Маслянинской средней общеобразовательной школы №1 с 10.09.2007г. по 10.05.2008г. была апробирована экспериментальная технология индивидуально-помогающего взаимодействия социального педагога с детьми группы риска. Технология проводилась с помощью методов: анкетирования, тестов, бесед, тренинга, игр, консультирования.

Цель данной технологии: создание условий для позитивной адаптации подростка с девиантным поведением
Первый этап: организационно-подготовительная работа
Цель:  формирование банка данных
Для формирование банка данных подгруппы риска был составлен социальный паспорт школы, классов. Осуществляя сбор данных, дифференцируется проблематика детей, ситуации, в которых они оказались.
- Организуется встреча с классными руководителями, психологом, педагогами, работающими с данными подростками, уточняются психолого-педагогические особенности каждого подростка, сведения о котором поступили в банк данных;
- Осуществляется встреча с родителями подростка для ознакомления с целями работы и получения их согласия на диагностическую и коррекционную работу;
- Организуется встреча социального педагога с подростками для формирования мотивации на совместную работу и презентация программы «Школьный спецкурс»;
- На всех детей группы риска заводится социально-педагогическая карта ученика, требующего особого внимания.

Второй этап:  диагностические процедуры.
Цель:  Выявление индивидуальных проблем  в социальном развитии ребенка.
С подростками была проведена диагностическая программа изучения отклонения поведения подростка в школе: 1)Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению; 2) Выявление типа темперамента по опроснику Айзенка; 3) Диагностика состояния агрессии у подростка (по опроснику Басса-Дарки)

Третий этап: организация процесса индивидуально-помогающего взаимодействия.
Цель: оказание своевременно социально-педагогической помощи и поддержки подростку, находящемуся в социально опасном положении.

Процесс индивидуально-помогающего взаимодействия осуществляется через:
1.Индивидуально-ориентированный групповой тренинг “Школьный спецкурс”.
Цель:
Помочь подростку разрешить его внутренние противоречия и противоречия с социальной средой.

 

 

Содержание деятельности

Сроки

1

Вводное занятие

сентябрь

2

Индивидуальность

октябрь

3

Личная ответственность

октябрь

4

Мораль как регулятор поведения в конфликтной ситуации

ноябрь

5

Наркотик. Стоит ли ему доверять?

декабрь

6

Моя семья

декабрь

7

Игра

январь

8

Способы выражения чувств

февраль

9

Что такое уверенность в себе?

февраль

10

Отношения с противоположным полом

март

11

Оптимизм или пессимизм?

март

12

Заключительное занятие

апрель

 

2. Индивидуальное сопровождение.
Цель: Устранение десоциализирующих влияний, работа с возникшими отклонениями.
I. «Стратегия жизни»
II. «Мой идеал».
III.  «Ваше слово господин график».
IV. Личностно-диалогическая игра «Я».
V. Игры и упражнения для снятия тревожности и агрессии.
1. «ГОВОРИ!»
2. «ДРАКА»
3.  «ВНУТРЕННИЙ  ДИАЛОГ»
а.Что я чувствую? Что я делаю?
б.Какие чувства я испытываю?
в. О чем говорят мне мои эмоции?
г. Чего я хочу?
VI. Индивидуальное первенство
4.Четвертый этап: Повторная диагностика.
Цель: Уточнение социальных и психолого-педагогических проблем подростка и корректировка дальнейшего сопровождения подростка.
Повторно проведенное обследование по вопроснику «Басса-Дарки» показало, что у подростков наметились позитивные изменения в понижении индекса агрессии и враждебности.

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

н.с.

и.с.

н.с.

и.с.

н.с.

и.с.

н.с.

и.с.

н.с.

и.с.

н.с.

и.с.

н.с.

и.с.

н.с.

и.с.

Т.Е.

5

4

7

5

6

3

3

2

5

3

11

6

11

8

7

3

У.В.

14

9

5

4

6

3

6

4

7

5

11

9

8

6

11

8

Я.В.

7

4

4

3

6

4

5

2

5

3

12

6

5

3

6

4

В.Е.

6

3

4

2

3

3

2

1

2

1

7

4

5

4

8

4

Т.А.

5

4

4

4

6

4

1

1

4

3

3

2

8

5

10

7

 

1 – физическая агрессия
2 – косвенная агрессия
3 – раздражение
4 – негативизм
5 – обида
6 – подозрительность
7 – вербальная агрессия
8 – чувство вины
н.с. – начальный срез
и.с. – итоговый срез

Диаграмма изменения агрессии и враждебности по Басса-Дарки

Пятый этап: Консультативно-методическая работа.
Цель:
Содействие в определении шагов по выходу из проблемной ситуации и привлечением родителей и учителей.

Шестой этап: Результат
Цель: Оптимизация ситуации социального развития подростка.

В результате практического исследования было выяснено, что экспериментальная технология показала положительные результаты, а именно помогла несколько изменить и скорректировать в позитивном плане поведение девиантных детей.
В целом учащиеся, прошедшие данный курс общения, становятся более подготовленными к встрече со стандартными и нестандартными жизненными ситуациями. Они способны искать и находить возможности изменения неудовлетворительных отношений с окружающими в себе, используя свой интеллектуальный и личностный потенциал. 

Прекратились пропуски уроков, повысился уровень знаний (нет отрицательных оценок за четверть). Все учащиеся посещают секции и кружки, то есть до минимума снижено бесцельное времяпровождение на улице. Нормализовались отношения с одноклассниками, учителями, родителями.
По мере корректировки самооценки у детей данной категории возрастает способность к принятию самостоятельных решений. Все это помогает им адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя целостность личности и здоровье.

Сама повторяемость процесса технологии позволяет нам выявить 4 условия гарантирующих эффективность позитивных результатов. Это:
- организационно-подготовительная работа;
- диагностика подростков;
- осуществление коррекционной программы;
- включение в работу учителей и родителей.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su