Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Академические способности студентов: определение, диагностика, структура» (монография)


 
Значимым фактором модернизации деятельности в современных условиях является активизация человеческого фактора, поиск психологических методов развития «человеческого капитала» и потенциала каждого человека. 
 
В условиях современного информационного общества, связанных с постоянным ростом объема информационных потоков, особо значимыми становятся не столько специалисты, обладающие конкретными профессиональными знаниями, умениями и навыками, сколько люди, с хорошо развитыми способностями. 
 
Следует отметить, что реализация в современном высшем образовании тенденции профессионализации благотворно влияет на развитие более узких «специальных» способностей в структуре личности студентов (в отличие от тенденции фундаментализации образования благоприятной для развития «широких теоретических способностей») (Коссов Б.Б., 2000). В связи с этим практически более целесообразной представляется разработка подходов и методов изучения конкретных академических и профессиональных способностей студентов с целью их психодиагностики (на разных этапах профотбора и профконсультации) и целенаправленного развития для повышения конкурентоспособности выпускников вуза.
 
Как известно, в студенческом возрасте способности человека продолжают развиваться: происходит преобразование и совершенствование структур когнитивных способностей, что во многом определяется особенностями основного вида деятельности студентов (профессионального обучения). Именно студенческий возраст является периодом развития академических способностей как ценных свойств интегральной индивидуальности эффективно реализовывать когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность по усвоению системы операций и знаний для приобретения определенной профессиональной специальности. Структура академических способностей определяется особенностями профессионального обучения и включает компоненты когнитивных, организационных, управленческих, морально-волевых и коммуникативных способностей. Особый интерес в данном плане представляют когнитивные (когнитивно-интеллектуальные и когнитивно-моторные) компоненты академических способностей, поскольку именно они в конечном итоге обуславливают успешность изучения и усвоения учебных дисциплин.
 
Однако в педагогической психологии сама тема академических способностей изучена недостаточно. Имеются исследования посвященные проблеме развития отдельных когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей в студенческом возрасте, но в научной психолого-педагогической литературе практически не отражены вопросы, связанные со структурными особенностями, компонентным составом академических способностей студентов разных специальностей.

Актуальность исследования

Актуальность исследования определяется наличием существующих противоречий между:

  • требованиями современной системы высшего образования к реализации способностей студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности и отсутствием комплексных исследований, раскрывающих особенности академических способностей студентов разных специальностей; 
  • потребностями общества в выпускниках вузов, имеющих высокоразвитые способности, и отсутствием в практике вузов отработанных технологий по развитию способностей студентов.

Организация и этапы исследования

На первом этапе исследования были определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулированы гипотеза и положения, выносимых на защиту; осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования психологической диагностики и формирования способностей студентов. 
 
На втором этапе исследования проводилась комплексная психодиагностика компонентов когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей студентов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология» с целью определения уровня их развития и математико-статистический анализ полученных результатов с целью выделения компонентов, составляющих структуры академических способностей студентов.
 
На третьем этапе осуществлялась обработка, обобщение и интерпретация результатов эксперимента.

Научная новизна исследования

Новизна данного исследования состоит в следующем:
  1.  предложено эмпирическое обоснование возможности использования комплексного подхода, для решения задач определения структуры академических способностей студентов разных специальностей;
  2.  экспериментально апробирован комплекс психодиагностических методик, позволяющих изучить когнитивные компоненты академических способностей студентов;
  3.  эмпирически выделены и обоснованы когнитивные компоненты структуры академических способностей студентов специальностей «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория педагогической психологии дополнена знаниями мало разработанной области изучения структуры академических способностей студентов. В работе обобщены и систематизированы представления различных авторов к определению академических способностей, к их диагностике и формированию. Теоретически и экспериментально обоснованы и доказаны возможности и преимущества комплексного подхода к диагностике компонентов академических способностей студентов разных специальностей. Выделены психолого-педагогические условия повышающие результативность целенаправленного развития когнитивных компонентов академических способностей студентов в процессе специально организованной деятельности.
 
Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться в вузах и в системе повышения квалификации с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов, посредством использования знаний о структурных особенностях и возможностях формирования способностей. Полученные результаты исследования и конкретные психологические рекомендации могут быть использованы в качестве научных психолого-педагогических критериев при организации профессиональной диагностики и профконсультировании на этапе профориентации старшеклассников. Предложенные в исследовании методики психодиагностики и формирования компонентов академических способностей могут быть полезны в организации работы преподавателей и психологической службы вуза в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, особенно в контексте профессионализации современной высшей школы.

Выводы

Проведенное нами исследование было направлено на изучение когнитивных компонентов академических способностей студентов разных специальностей и анализ возможностей их целенаправленного развития в студенческом возрасте позволяют сделать следующие выводы:
 
Академические способности представляют собой систему индивидуально-психологических свойств, включающих те компоненты когнитивных, коммуникативных, организаторских, управленческих, морально-волевых способностей, которые позволяют эффективно реализовывать деятельность по усвоению соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций для приобретения определенной профессиональной специальности. При изучении когнитивных компонентов академических способностей следует учитывать, что они представлены когнитивно-интеллектуальными (познавательными) и когнитивно-моторными (психомоторными) способностями, «которые могут быть неравномерно развиты у отдельной личности или неравномерно эксплуатируются в конкретной деятельности» (Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей. Ставрополь, 1999. С.21).
 
Можно проследить общие тенденции и различия в уровне и особенностях развития когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей студентов исследуемых специальностей. Были выделены наиболее и наименее развитые компоненты когнитивных способностей студентов, не обусловленные влиянием специальности. У студентов обеих специальностей более развитыми являются способности избирательности и помехоустойчивости внимания, способности к зрительному запоминанию, к обнаружению наиболее существенных признаков и психомоторные способности двигательной памяти; менее развитыми оказались способности к восприятию пространственных угловых величин, к анализу-синтезу, к творческому воображению, способность к волевому акту, а также способности к различительной чувствительности при управлении движениями. В тоже время, если у студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» когнитивно-моторные способности развиты лучше, чем когнитивно-интеллектуальные, то у студентов-филологов когнитивные компоненты способностей развиты равномерно. 
 
В результате экспериментального исследования были выделены различия в структурах академических способностей студентов разных специальностей. Так в подструктуре «общеобразовательных» способностей студентов специальности «Филология» примерно треть составляющих – компоненты когнитивно-моторных способностей, а в подструктуры «специализированных» и «профессионализированных» способностей студентов-филологов входят только компоненты когнитивно-интеллектуальных способностей. Структуры «общеобразовательных», «специализированных» и «профессионализированных» способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» также различны: по мере специализации и профессионализации способностей студентов данной специальности возрастает роль когнитивно-моторных способностей. Выделенные различия в структурах академических («общеобразовательных», «специализированных» и «профессионализированных») способностей студентов исследуемых специальностей подтвердили положение о неравномерности развития компонентов когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей у представителей разных профессий, что необходимо использовать при организации профориентационной работы.
 
В целом исследование позволило интегрировать представленные в психологической литературе знания об академических способностях студентов, рассмотреть возможности комплексного подхода к их изучению, выделить и рассмотреть структурные особенности когнитивных компонентов академических способностей студентов.
 

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 2 читателя
12.03.2024 22:08:24Корюкин Алексей МихайловичСтаврополь, вперёд! Виктор Петрович, помню Ваши занятия! Спасибо.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:24Бондаренко Александр Федоровичдиагностика способностей, в том числе академических - весьма важное условие эффективного обучения, а исследований в этом направлении мало.Хорошо, что коллеги привлекают внимание к этой важной теме сейчас, когда индивидуализация обучения рассматривается как могучий ресурс повышения его качества.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su