Лурия Александр Романович (выдающийся вклад в мировую психологию)
Лурия Александр Романович 16 июля 1902 - 14 августа 1977 |
Профессор (1944), доктор педагогических наук ( 1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью.
В течение более чем 50-летней научной работы А.Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии.
Родился Александр Романович в Казани, в семье известного врача-терапевта Р. А. Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт.
В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии А.Р. Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей.
Докторская диссертация Александра Романовича по педагогическим наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов.
Начиная с 1940 года А.Р. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны - в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всессоюзного НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны - в Московском институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР) Лурия создал новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Александра Романовича и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций А.Р. Лурия разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.
Начиная с 1923 года А.Р. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Московском педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 года - в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность А.Р. Лурия был награжден орденом В.И. Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.
Александр Романович Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского). Он был почетным доктором университетов Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия).
А.Р. Лурия - автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки. Основные работы:
- Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1927;
- Этюды по истории поведения. М., 1930 (в соавт. с Л.С.Выготским);
- Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940;
- Травматическая афазия. М., 1947;
- Восстановление функций после военной травмы. М., 1948;
- Умственно отсталый ребенок. М., 1960;
- Мозг и психические процессы. М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2;
- Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969;
- Основы нейропсихологии. М., 1973;
- Нейропсихология памяти. М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2;
- Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976;
- Язык и сознание. М., 1979.
В 1967 г. за цикл работ в области нейропсихологии, включая книгу «Лобные доли и регуляция психических процессов» (М., 1966) А.Р. Лурия был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.
Литература: А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982; Хомская Е.Д. - Александр Романович Лурия: Научная биография. М., 1992; Елена Лурия. Мой отец А.Р.Лурия. М., 1994. Источник: А. Н. Ждан, Е. Д. Хомская, декабрь 1997
11 июня 2000 года в ходе Торжественной церемонии подведения итогов I Национального конкурса «Золотая Психея» - «Профессиональные итоги столетия» статуэтка, символизирующая профессиональное признание, вручена племяннице А.Р. Лурии - Елене Георгиевне Катковской. Объявляя итоги голосования Большого жюри Национального конкурса, Ф.Е. Василюк поделился своими воспоминаниями: «Для меня это большая честь и везение, потому что почти 30 лет назад 1 сентября 1972 года первая лекция, которую я слушал в Московском университете, была лекция Александра Романовича. И я всегда восторгался в нем редким сочетанием небывалой веселости, мудрости, поразительной четкости. Думаю, этот конкурс так же четко был организован, как раз в духе Александра Романовича».
Для просмотра доступна видеозапись торжественной церемонии, состоявшейся 11 июня 2000 года в Санкт-Петербурге в Российской национальной билиотеке в рамках III Выставки достижений практической психологии.
Психологическая газета. - № 9 / 60. - Сентябрь 2000. - Стр. 12 - 13.