«Исследование особенностей словесно-логического мышления детей» (практическое пособие для психологов)
Актуальность
В условиях широкого внедрения психологической науки в систему учреждений образования, работающие в ней практические психологи, нуждаются в доброкачественном, стандартизованном психологическом инструментарии. Одним из которых является набор из вариантов методик «Словесные субтесты».
Социальная, научная и практическая значимость
В настоящее время в Интернете и на бумажных носителях появилось большое количество модификаций методик Э.Ф.Замбацявичене и «Словесных субтестов». Поскольку эти варианты зачастую имеют различия в стимульном материале, то сопоставление получаемых с их помощью экспериментальных данных затруднительно, а порой и невозможно. В пособии предпринята попытка унификации описания, приведены данные по стандартизации вариантов методик, произведен библиографический анализ публикаций по данным вариантам методик внешними авторами.
Значение для развития психологии
Работа представляет относительно законченный этап в разработке набора психодиагностических методик для исследования словесно-логического мышления детей.
Цели
Создание диагностического инструментария для практических психологов.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Проект рассчитан на практических психологов, преподавателей и студентов психологических специальностей.
Основное содержание работы (или ее этапы):
Представлены в пособии. http://leo-chuprov.narod.ru/issledovslm.html
1. К предыстории конструирования методик.
1.1. Унифицированное описание методики «Словесные субтесты» (и ее вариантов).
2. Методика Э. Ф. Замбацявичене.
2.1. Публикации методики без апробации.
3. Содержательное сравнение стимульного материала методик.
3.1. Стимульный материал двух методик.
4. Основные отличия двух методик.
5. Методика «Словесные субтесты».
5.1. Полный вариант «Словесных субтестов».
5.2. Процедура обследования.
5.3. Оценка успешности выполнения заданий.
6. Опыт применения «Словесных субтестов» для обследования детей младшего подросткового возраста.
6.1. Процедура группового исследования.
6.2. Данные экспериментальной апробации «нетестового» варианта «Словесных субтестов» для детей младшего подросткового возраста.
7. Один стимульный материал - два разных способа, две разных методики «Словесных субтестов»:
7.1. Варианты методик «Словесные субтесты» (уровнево-качественный) для младших школьников (основной/полный вариант).
7.2. Варианты методик «Словесные субтесты» (тестовый и уровнево-качественный) для первоклассников.
7.3. Вариант методик «Словесные субтесты» (тестовый и уровнево-качественный) для детей дошкольного возраста.
8. Метаморфозы «Словесных субтестов».
9. Методика «Умозаключение».
10. Выводы.
11. Примечания (1-6).
12. Литература (список основной литературы по описанным здесь вариантам методик).
13. Приложения (для распечатки).
Результаты, выводы
Уже сегодня материал проекта (статьи и промежуточные публикации) включены в библиотеки методической литературы для студентов-психологов ряда ВУЗов.