«Международная образовательно-практическая онлайн-конференция для школьных психологов, педагогов и родителей школьников “Сотрудничество семьи и школы”» (20-24 октября 2014 года)
Актуальность проекта. Использование интернет-ресурсов в образовании не является сегодня инновацией. Практический опыт показал заинтересованность современных родителей в повышении своей родительской компетенции, в том числе в области знаний азов возрастной психологии, в квалифицированной помощи со стороны школьной психологической службы в интерактивном режиме, посредством участия в тематических онлайн-мастерских и онлайн-конференциях.
Онлайн-конференция показала, что такая форма обучения позволяет не только провести мастер-классы по актуальным проблемам воспитания и развития детей, но и фактически объединить ее участников в виртуальный круглый стол, место для общения с коллегами, родителями школьников, педагогами вне зависимости от их географического расположения, что помогает в решении актуальной задачи привлечения родителей школьников к участию в совместных образовательных проектах школы и семьи.
Цель проекта: создать условия для получения родителями школьников необходимых знаний в области психологического развития детей, повышения профессиональной компетенции педагогов и школьных психологов, объединив семью и школу единым информационным полем (онлайн-конференция).
Особенности и преимущества проведения онлайн-конференции:
- Конференция проходила по расписанию в режиме реального времени;
- Организовано общее воспитательное «поле» вокруг ребенка;
- Доступ к материалам конференции;
- Формирование и развитие виртуального сообщества, объединившего всех взрослых участников образовательной среды единой деятельности;
- Возможность обсуждения материалов, возможность участникам задавать вопросы и получать ответы;
- Возможность приобретение знаний в процессе интерактивного обучения с минимальными временными затратами;
- Дает возможность в интерактивном режиме публиковать отзывы и оставлять комментарии по поводу участия в мастерских конференции.
Программно-организационный комитет конференции:
- Ассоциация школьных психологов Республики Татарстан «Параллель»;
- Управление Образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан;
- Международный центр инклюзивного образования на базе Института экономики, управления и права г. Казань.
Организация работы конференции:
Ежедневно с 20 октября по 24 октября 2014 года на сайте «Научно-практическая деятельность психологической службы педагогов-психологов системы образования» освещалась работа мастер-классов.
Все 10 мастер-классов шли параллельно. Участники (родители) конференции могли принять участие, на свое усмотрение, в одном или нескольких мастер-классах.
Ведущие при создании своих мастер-классов придерживались как общепризнанных правил (научно-обоснованный подход, практико-ориентированные технологии), соблюдение принципов конструктивной работы (ведение диалога равных партнеров), принципов изложения материала (как отмечал Н.А. Некрасов, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»), так и строгого соблюдения этапов мастер-класса (1 день — знакомство, 2–4 дни — работа над теоретической основой и практическими заданиями мастер-класса, 5 день — рефлексия).
Участники (родители) мастер-классов должны были выполнять задания в определенный день (время выполнения не оговаривалось, можно было выполнять работу тогда, когда удобно, но не позднее 12 часов ночи текущих суток).
На конференции были даны следующие мастер-классы (ссылки представлены в разделе «Дополнительные материалы»):
- Формирование психологического пространства личности;
- Баллада о домашнем задании
- Мой любимый непоседа, или Помощь родителям в воспитании гиперактивного ребенка;
- Легко ли быть молодым, или Как понять подростка;
- В тревоге всегда есть частица надежды;
- Секреты семейного воспитания для родителей младших школьников;
- Решение острых проблем за круглым столом;
- Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка;
- ЕГЭ. Психологическая помощь родителям;
- В первый раз в первый класс.
В работе конференции приняли участие 229 участников (родителей):
- Казахстана (Алматы),
- РФ (Санкт-Петербург, Самара, Киров, Омск, Пермь, Волгоград, Воронеж, Астрахань, Чебоксары, Междуреченск Кемеровской обл., п. Красный Сад Ростовской обл.), в т.ч. Татарстана (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск, Бугульма, Лениногорск, Заинск, Нурлат, Черемшан, Арск, Мамадыш, п. Джалиль, с. Муслюмово, с. Митряево Муслюмовского р-на, с. Шугурово Лениногорского р-на, пгт. Алексеевское).
Результаты работы конференции:
- Объединение семьи и школы в едином информационном пространстве;
- Приобретение родителями практических знаний (повышение родительской компетенции);
- Привлечение педагогической общественности к необходимости совершенствования работы с родителями учеников;
- Организация дистанционного консультирования родителей;
- Мотивация родителей на самообразование с использованием интернет ресурсов;
- Смена приоритетов в области практической работы школьными психологами в сторону оказания практической помощи родителям; обозначение актуальных проблем современной семьи и поиски решения этих проблем.
Практический опыт проведения онлайн-конференций авторами проекта:
В 2014 году в рамках программы «Развитие единого профессионального психологического сообщества через организацию онлайн-конференций» авторами проекта также были проведены:
- Республиканская образовательно-практическая онлайн конференция: «Современная практическая психология в образовательном пространстве» для педагогов-психологов;
- Республиканская образовательно-практическая онлайн конференция: «Образование для всех или активные методы инклюзивного образования» для педагогов, педагогов-психологов, специалистов;
- Международная образовательно-практическая онлайн конференция:
- «Сотрудничество семьи и школы» для родителей.
В вышеперечисленных конференциях приняли участие: 71 педагог-психолог, 73 педагога и специалисты, 229 родителей.
Ведется подготовка ко II Международной образовательно-практической онлайн конференции «Семья XXI. Воспитывать или дружить» для родителей (январь 2015 г.), запланировано сотрудничество с вузами РТ и РФ для реализации данного проекта со студентами психологических факультетов (май 2015 г.).
Материалы проведенных конференций опубликованы в сборнике «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы Второй международной научно-практической конференции», Казань, 2014 г.
- Международная образовательно-практическая онлайн конференция для родителей: "Сотрудничество семьи и школы"
- Отзывы участников Международной образовательно-практической он-лайн конференции для родителей: "Сотрудничество семьи и школы"
- Мастер-класс «Формирование психологического пространства личности»
- Мастер-класс «Баллада о домашнем задании»
- Мастер-класс «Мой любимый непоседа, или Помощь родителям в воспитании гиперактивного ребенка»
- Мастер-класс «Легко ли быть молодым, или Как понять подростка»
- Мастер-класс «В тревоге всегда есть частица надежды»
- Мастер-класс «Секреты семейного воспитания для родителей младших школьников»
- Мастер-класс «Решение острых проблем за круглым столом»
- Мастер-класс «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
- Мастер-класс «ЕГЭ. Психологическая помощь родителям»
- Мастер-класс «В первый раз в первый класс»
- Некоммерческое партнерство «Ассоциация школьных психологов РТ «Параллель»
- Республиканская образовательно-практическая онлайн-конференция для психологов «Современная практическая психология в образовательном пространстве»
- Республиканская образовательно-практическая онлайн-конференция для психологов, педагогов, специалистов «Образование для всех или активные методы инклюзивного образования»