Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Особенности психологического сопровождения учащихся в учреждениях начального профессионального образования» (диссертация)


Актуальность
Отмечающийся в последнее время  в России экономический подъем предполагает  совершенствование системы начального профессионального образования (НПО).

Современные учреждения НПО испытывают большое количество трудностей, основная из которых, - комплектование этих учреждений учащимися, обладающими необходимыми профессионально важными качествами. Особая роль в  реанимировании системы  НПО отводится  психологической службе, способствующей успешной адаптации к условиям нового учебного заведения и дальнейшей профессиональной деятельности  учащихся, большинство их которых – это  трудные дети, относящие к так называемой «группе риска».

Психологическое сопровождение учащихся начальной профессиональной школы окажет значительную поддержку в подготовки высококвалифицированных рабочих  кадров нашей страны.

Научная значимость
* Проанализирована взаимосвязь индивидуально-психологических и личностных особенностей с успешностью обучения в учреждениях НПО.
* Установлены причины и факторы  дезадаптационных проявлений у учащихся учреждений  НПО и обоснована необходимость оказания им психологической помощи.
* Выявлено, что учащиеся НПО в сравнении со старшеклассниками значительно чаще используют более примитивные механизмы психологических защит, препятствующих успешной адаптации  к новым условиям  обучения и освоения будущей профессиональной деятельности. 
* Определены основные ценностные ориентации и мотивационные установки учащихся НПО, которые проявляются эгоцентрическими устремлениями, преобладанием материальных ценностей в ущерб интереса к профессии, будущей деятельности и запросам общества.
* Предложена модель психологического сопровождения  учащихся на протяжении всего периода обучения в учреждении НПО, включающая в себя: организационные и методические подходы, основные направления деятельности психолого-педагогического консилиума.

Социальная и практическая значимость
Социальная и практическая значимость заключается в разработке:
* системы психологического сопровождения учащихся НПО, включающего в себя комплекс диагностических мероприятий, программу тренинговых занятий, консультативно-просветительскую работу;
* основных этапов, форм и содержания деятельности психологов, педагогов, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, участвующих в процессе сопровождения учащихся;
* психолого-педагогических программ оказания  помощи учащимся в их адаптации к условиям учреждения  НПО и успешному освоению будущей профессии;
* математической модели, с помощью которой возможно раннее выявление учащихся НПО  с возможными нарушениями социально-психологической адаптации.

Значение для развития психологии
Проведенное исследование, во-первых, обогащает психологическую науку современными исследованиями личностных и индивидуально-психологических особенностей учащихся профессиональных лицеев и колледжей; во-вторых, оказывает существенную поддержку всем специалистам, работающим в системе НПО, так как подробно раскрывает принципы, этапы, методы психолого-педагогического сопровождения трудных учащихся (а таких в этих учреждениях большинство); в-третьих, исследование вносит свой вклад в решение одной из государственных важнейших проблем  - подготовка высококвалифицированных рабочих кадров.

Цель исследования
Разработка системы психологического сопровождения учащихся, с трудностями социально-психологической адаптации во время обучения в учреждениях начального профессионального образования.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Психологи, педагоги, социальные педагоги, мастера производственного обучения, инженерно-педагогические работники, администрация профессиональных лицеев и колледжей.

Полученные результаты могут быть использованы в деятельности учреждений НПО при реализации психологического сопровождения участников учебного процесса; для успешной адаптации подростков к новым условиям учреждения НПО и  профессионального становления будущих рабочих; при выявлении в ходе скрининговых обследований на начальном этапе обучения учащихся с возможными отклонениями адаптации; для оказания психологической помощи учащимся образовательных учреждений; в коррекционной работе  практических психологов. Данные исследования можно применить в чтении лекций  по курсам  «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Девиантология».

Основное содержание работы
В соответствии с целями и задачами диссертационного исследования было проведено комплексное социально-психологическое, психофизиологическое и психологическое обследование  200 (100 юношей и 100 девушек) учащихся 1-3 курсов (15-17 лет) учреждения начального профессионального образования Гатчинского профессионального лицея №38 и Ленинградского машиностроительного техникума им. Ж.Я. Котова. В качестве первой контрольной группы были обследованы 80 учащихся  (40 юношей и 40 девушек) старших классов (10-11 классов) школ г. Гатчины  и Гатчинского района, которые являлись слушателями подготовительных курсов для поступления в высшие учебные заведения.  Материалом для второй  контрольной  группы послужили архивные данные по учащимся профессионально технических училищ Ленинградской области (1985-87 гг.).

Исследование проводилось  поэтапно.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ допрофессиональной подготовки (при зачислении  и первом месяце обучения) проводились изучение документов абитуриентов, социально-психологическое обследование: беседа, анкетирование, социально-психологический опрос, изучение личностных особенностей и склонности к девиантному поведению.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (через 4 месяца после зачисления) выявлялся уровень адаптации учащихся к условиям нового учебного заведения, изучались мотивация к учению, вероятность дезадаптационных нарушений и способы их компенсации.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ проводилась коррекционная работа с учащимися, у которых были выявлены сложности в адаптации: высокий уровень нервно-психической неустойчивости, личностной тревожности, сниженный адаптационный потенциал.  До и после оказания психологической помощи  проводилось социально-психологическое обследование: беседа и интервьюирование преподавателей и мастеров производственного обучения, анкетирование учащихся,  изучался общий уровень самооценки. Анализировалась эффективность коррекционных мероприятий.

НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ  учебно-производственного сопровождения с помощью методов  социально-психологического изучения (беседа и интервьюирование преподавателей и мастеров производственного обучения, социологический опрос, анкетирование, беседа) выявлялись возможные сложности: в межличностном взаимодействии, в обучении и т.п. с целью оказания психологической помощи. Проводились коррекционные мероприятия.

НА ПЯТОМ ЭТАПЕ рекомендаций по дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности (на последнем курсе обучения) проводилось консультирование молодого специалиста относительно перспектив дальнейшего трудоустройства (условий и режимов труда с учетом личностных особенностей). 
Обобщенная схема психологического сопровождения учебного процесса в учреждениях НПО, на основе которой педагогом-психологом составляется программа сопровождения, отвечающая потребностям, специфике учреждения НПО, в котором он работает, представлена отдельным файлом.

Результаты исследования
1. Выявлено, что у учащихся учреждений НПО в современных условиях вследствие воздействия  комплекса социальных, экономических и психологических факторов происходит снижение адаптационных возможностей и  уровня общего интеллектуального развития, а также наблюдается деформация ценностных ориентаций и мотивационных установок.
2. Установлено, что признаки дезадаптации у учащихся НПО обусловлены особенностями предшествующего  развития и воспитания, что влияет на успешность
начального профессионального обучения.
3. Установлено наличие признаков истероидной и шизоидной акцентуаций характера у учащихся учреждений НПО, а также высокий уровень личностной тревожности, что в целом способствует формированию деструктивных видов психологических защит (отрицанию, регрессии, реактивным образованиям).
4. Определены основные принципы, направления, методы и формы психологического сопровождения  участников образовательного процесса в учреждениях НПО.
5. Предложен и апробирован комплекс психодиагностических и  психокоррекционных мероприятий, направленный на психологическую помощь учащимся при обучении в учреждениях НПО.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su