Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (теоретико-психологический практикум по практическому развитию личностного и профессионального самоопределения)


Актуальность
В рамках существующей парадигмы российского образования проблеме развития личности, ее самореализации придается особое значение. В поле зрения педагогической мысли – внутренняя суть человека, его социальные устремления, право быть самим собой, то, что обычно не входило в круг педагогических ценностей, развивалось стихийно. «Индивидуальность как концентрированное выражение человеческой сущности, уникальная и духовно самоопределившаяся личность, осознающая и практически реализующая свое призвание и предназначение в различных видах и сферах социально-культурной практики» - стратегическая цель современного российского образования.

Самореализация как процесссвязана со многими другими «само» - процессами: самоорганизацией, самопознанием, самоопределением, самовоспитанием, самоактуализацией, самосовершенствованием, духовно-нравственным самоукреплением, деятельностно-практическим самообогащением и др. Все они взаимосвязаны, взаимозависимы, и на разных фазах жизненного пути человека те или иные процессы приобретают большую значимость.

Исходя из указанных особенностей, необходимость формирования способности личности к самореализации, начиная с «периода школьной скамьи», выдвигается сегодня на первый план. При таком подходе личность ученика рассматривается не как средство реализации школьных программ и планов, а как субъект собственного развития.

Исследование данной проблемы позволяет утверждать, что ее решение наибольшей эффективности может достигнуть в рамках инновационной школы при соответствующей организации системы психологического сопровождения образовательного процесса.

Психологической основой проектаявляется принцип саморазвития, интегрирующий систему фундаментальных принципов развития личности, представленных в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского, психологической теории личности и деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, теории развития личности ребенка Л.С. Божович, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

Научная и практическая значимость проекта
Научная и практическая значимость проекта заключается в том, что развитие ребенка осуществляется путем преодоления противоречия между его спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием и обучением).

Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания.

Значение для развития психологии
Значение состоит в том, что хорошо проработана и экспериментально подтверждена технологическая составляющая интеллектуально-деятельностного развития школьников. Она состоит из ряда взаимодополняющих процедур (психологических курсов, деловых игр, тренингов и т.д.), которые стимулируют творческое развитие людей.

Объект исследования
Учащиеся 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов.

Предмет исследования
Процесс развития личностного и профессионального самоопределения учащихся старших классов.

Цель проекта
Актуализация и развитие процесса личностной и профессиональной ориентации и самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности (деловые игры, тренинги и др).

Задачи проекта
1. Создание ориентационного поля профессионального развития личности, через психодиагностику и выбор активных форм работы, стимулирующих личностное самоопределение учащихся.
2.  Выявление и поддержка адекватной самооценки учащихся, направленной на укрепление «профессионального Я».
3.  Развитие у подростков собственной активности, навыков целеполагания, жизненного планирования и личностной ответственности за счет освоение технологий личностного и профессионального самоопределения.
Гипотеза: личностное и профессиональное развитие учащихся обусловлено необходимостью своевременного выявления той субъектной активности, которая проявляется в способностях к перспективному жизненному планированию и личностной ответственности за свой профессиональный выбор.

 

Методы и методики исследования
1. Диагностика личностных особенностей, интересов, способностей, направленности личности школьников. В нашей работе хорошо зарекомендовали себя следующие методики. Достоинством данных методик является то, что кроме диагностической информации, они несут в себе и активизирующий потенциал.
• Исследование направленности личности (методика Кейрси).
• «Карта интересов».
• Методика исследования социальной направленности личности Дж. Голланда.
• Методика «Мотивы выбора профессии».
• Анкета «Ориентация» (хочу, могу, надо).
• ЛПП (автор Пряжников Н.С).
• Исследование интеллектуальных особенностей учащихся.
2. Информирование учащихся о мире профессий, рынке труда, ошибках при выборе профессии. Знакомство с требованиями к профессии, учебными заведениями города.
3. Проведение психологических курсов, деловых игр, тренингов с целью активизации процессов профессионального и личностного самоопределения учащихся, умения принимать решения, развитие профессиональной зрелости. В своей работе используем и модифицируем игры, разработанные Н.С. Пряжниковым и М.Р. Битяновой.
4. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся, родителей и педагогов.
 

Модель психологического сопровождения предпрофильной подготовки

 

Направление деятельности

Формы работы

Целевые группы

Пропедевтическое и обучающее
Цели:
- познакомить учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;
- развитие профессиональных интересов, склонностей способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения;
- обучение основам выбора профессий

Занятие по программе «Развиваем интеллектуальное здоровье, или школа мудрецов».
Работа психологического клуба «Поддержка».
Программа тренинговых занятий «Примерка профессий»
Психолого-педагогическое просвещение в школьной газете

8-е классы

8-9-е классы

9-е классы

8-11-е классы

Консультационное
Цели:
- актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения;
- повышение психологической компетенции;
- ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации

Групповые и индивидуальные консультации по результатам компьютерной диагностики, по вопросам самоопределения школьников.
Консультирование по результатам углубленной диагностики учащихся
Индивидуальные консультации для изучения личностных особенностей учащихся, специфики их учебной деятельности, способов разрешения проблемных ситуаций.
Индивидуальные консультации по организации профориентационной работы

Учащиеся 9-11х классов и их родителей


Педагоги и родители

Диагностическое (первичная, вторичная диагностика)
Цели:
- содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;
- выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса

Компьютерная диагностика личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов «Профессиональный тест»

Анкетирование «Что я хочу получить от тренинга «Я в мире профессий»?»
Изучение приоритетов подростков, различных жизненных ценностей (метод самооценки)

Углубленная диагностика по запросу учащихся и их родителей

 

8,9-е классы


9-е классы


8-11е классы

 

Результаты и перспективы развития проекта
Интеграция и гармонизация концептуальных и технологических составляющих наиболее эффективных образовательных систем позволят нам целенаправленно создавать условия для личностного и профессионального развития детей в общеобразовательной школе. Как показывают исследования, проведенные нами, эффективными формами такого развития являются: специальные факультативные занятия «Кто я и кто рядом?»; специальные психологические тренинги « В поисках своего призвания». Выбор именно этих организационных форм работы определяется тем, что личностное и профессиональное развитие в школьном возрасте представляет собой динамический процесс неравномерного преобразования структур личности и самосознания с преимущественным изменением на разных возрастных этапах их отдельных сторон.

Сквозные обучающие программы призваны развить у учащихся интегральные характеристики (направленность, компетентность, гибкость), которые составляют личностный фундамент, обеспечивающий учащимся успешную ориентацию в мире профессий и эффективное вхождение в рынок труда. Образующиеся в результате использования этих программ новые неспецифические способности могут быть впоследствии спроецированы на конкретную профессиональную деятельность и перейти из своей потенциальной формы в актуальную.

Таким образом, психологическая работа с учащимися призвана развить у них интегральные характеристики личности, создать возможность продуктивного решения центральных задач возраста, психологически грамотно ввести школьников в смысл, назначение, ценности, содержание разных типов профессиональной деятельности и способствовать превращению учащегося из объекта педагогических воздействий в субъект общего и профессионального образования, а значит, обеспечить условия личностного и профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.

По результатам работы для учащихся 9-х классов будет составлено индивидуальное «портфолио», после этого предполагается проводить программу развивающих занятий по профориентации, которая позволит подросткам сделать выбор профиля обучения более осознанным.

После проведения предварительной программы психологического сопровождения будет разрабатываться прогноз наполняемости профильных классов.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su