Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Профилактика буллинга в школе» (психодиагностический и коррекционно-развивающий комплекс)


Актуальность

В соответствии с Законом «Об образовании» и основными положениями Приоритетного национального проекта «Здоровье» образовательные учреждения, кроме главной государственной задачи, стоящей перед ними, – воспитывать и обучать подрастающее поколение, несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

Особую роль в социальном формировании молодого человека, его образа жизни и поведения играет учебная деятельность, которая носит не только позитивный, но порой негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности субъекта. Все мы прекрасно помним фильм «Чучело», в котором героиня подвергалась травле со стороны одноклассников. Во все времена и именно потому, что в школе учатся пока еще незрелые личности – дети и подростки – в ней были и будут проблемы насилия. И в жизни, и в художественной литературе мы часто встречаем ситуации, в которых люди подвергаются буллингу.

Слово буллинг произошло от английского слова bully, что означает травля, задирание, дедовщина. Кстати, дедовщина в армии и буллинг в школе – звенья одной цепи.

Буллинг разнообразен. Это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая агрессия одного ребенка против другого, когда имеют место три существенных признака: неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы.

Буллинг может проявляться индивидуально или в группе. Буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Феномен буллинга присутствует на всех ступенях школы. В любой школе и у любого учителя могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления. Мировое сообщество уже давно признало: дети, которые становятся объектами насмешек и издевательств со стороны других учеников, есть практически в каждом классе, независимо от страны, уровня школы, численности коллектива. Буллинг просто есть и все, как элемент школьной жизни.

По статистике на первом месте по частоте встречаемости присутствует вербальная травля – (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). На втором месте — бойкот, на третьем – физическая расправа, на четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство.

Несовершеннолетние, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными в ситуации буллинга, т.к. еще не обладают жизненными навыками, не умеют выбирать эффективные способы выхода из конфликтной ситуации, не владеют техниками снятия психоэмоционального напряжения. Все это может привести, как наблюдается в последнее время, – к суицидам, что является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, выражающееся в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, отрицательной установке в отношении учебы и жизни вообще.

Инициируется буллинг учениками, которые используют насилие и подавление других учеников, для утверждения своего авторитета, извлечения выгоды или как способ развлечься. Выходки буллеров (инициаторов буллинга) происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние, как на «зрителей», так и на атмосферу в школе в целом. Самое худшее в буллинге – его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей. Страдание жертв повторяется снова и снова, и вы замечаете, что у вас постепенно притупляются чувство сострадания. Все зрители, очевидцы буллинга, будь то учащиеся, учителя, или технический персонал, даже если они не вмешиваются и не реагируют, испытывают большое психологическое давление. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы поведения, сделать зрителей циничными и безжалостными по отношению к жертвам буллинга. Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая психодинамику самого низкого толка. Буллинг заразен, его можно сравнить с социально-заразной болезнью. Жертвой буллинга может стать любой ученик!

Основное содержание проекта

В целях реализации проекта в школах созданы ШАПы (школьные антикризисные подразделения). В каждом классе для наглядности вывешены правила антибуллингового поведения. Проведены исследования в начальной школе, с учащимися среднего звена и со старшеклассниками. Результатом работы явилось создание психодиагностического и коррекционно-развивающего комплекса, состоящего из методик и программ занятий с учащимися разных возрастных групп. Использовались следующие методики: «Социометрия» (Дж. Морено); методика оценки привлекательности группы (СИШОР); экспресс-методика изучения социально-психологического климата в коллективе; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев); диагностика состояния агрессии Басса-Дарки; методика определения уровня беспокойства-тревоги (Ж. Тейлор); методика диагностики школьной тревожности (Филипс); методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баев); «Самооценка» С.А. Будасси; методика исследования самооценки младших школьников «Лесенка» (модификация В.Г. ЩУР); проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова); проективная методика «Дом, в котором я учусь».

Разработаны дидактические материалы «Школа ответственного родителя» для проведения занятий с родителями учащихся и информационные материалы для проведения классных часов.

В исследовании приняли участие учащиеся разных возрастных групп. При разработке профилактических программ по выработке стрессоустойчивого поведения нами был сделан акцент на то, чтобы предложить молодым людям альтернативные виды поведения в фрустрирующей ситуации.

Реализация проекта подтверждается публикацией методических пособий по тематике проекта, а именно:

  • «Организация работы с родителями подростков из «группы риска» (Программа занятий с родителями учащихся «Школа ответственного родителя»);
  • «Выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями»;
  • «Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» педагогов и старшеклассников»;
  • «Профилактика суицидов учащихся».

Предлагаемые методические пособия представляют собой научно-обоснованные дидактические материалы для практикующих учителей.

Научная новизна проекта заключается в том, что предложенное социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в учреждениях системы образования основано на положениях теории «Копинг-поведения» Р. Лазаруса, на принципах трансактного анализа, законах и аксиомах коммуникации.

Практическая значимость проекта состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, осуществляющими реализацию задач Приоритетного национального проекта «Здоровье». На основе методов современных психологических технологий, разработаны научно-обоснованные дидактические материалы в виде программ занятий для работы в учреждениях системы образования по формированию стрессоустойчивого поведения.

Выводы

Эффективность проекта заключается в том, что внедрение представленных профилактических программ в учреждения системы образования может помочь молодым людям научиться управлять своими эмоциями в социальных ситуациях разного типа.

Данная программа дала возможность удовлетворить актуальные потребности каждого участника в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации.

По результатам реализации программы наблюдается устойчивая положительная динамика в освоении приемов и методов психологической поддержки, приемов саморегуляции, приемов конструктивного выхода из конфликтной ситуации, навыков рефлексии, способов релаксации.

 


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su