Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«“КИПАРИС”: культурно-исследовательская познавательная академия “развитие, инициатива, самовыражение”» (дополнительная программа (социальный проект))


Проект как форма социального сотрудничества и метод активного социально-психологического обучения молодежи и подростков,
(на примере проекта «КИПАРИС» — культурно-исследовательская познавательная академия «развитие, инициатива, самовыражение»)

Современные образовательные учреждения: школа, учреждения дополнительного образования, центры внешкольного развития или социально-культурного развития личности ориентированы на всестороннее развитие и повышение качества образования подрастающего поколения. Однако реализовать это невозможно без разработки и внедрения современных психолого-педагогических технологий, новых моделей познавательной, учебной, исследовательской деятельности, формирования познавательной активности детей и подростков, направленной на реализацию личностных потенций. Для этого необходима целенаправленная работа по созданию психологической атмосферы и интеллектуально-развивающей среды.

Создавая модель такой среды, следует учитывать интересы детей и подростков, а также возможность конструктивного сотрудничества, в процессе которого происходит обмен знаниями, опытом, творческими идеями и способами их воплощения.

Развитие познавательного интереса во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в творческий исследовательский поиск. Большое значение для этого процесса играет грамотно построенная интеллектуально-досуговая деятельность детей и подростков.

Досуговая деятельность является внеурочным компонентом воспитания и развития ребенка. Это деятельность, направленная на достижение личностных метапредметных результатов. В ходе внеурочной досуговой деятельности дети и подростки не столько обучаются, узнают новую информацию, сколько научаются действовать, чувствовать, принимать решения и пр.

Организация и проведение внеурочной досуговой деятельности определяется основным нормативно-правовым документом – федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В требованиях к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).

На основании имеющегося опыта организации и проведения студентами и старшими воспитанниками детского дома №5 г. Таганрога на базе МБУК «Дворец молодежи» ряда разноплановых мероприятий для учащихся школ города при координирующей деятельности наставников (преподавателей вуза, специалистов методического отдела Дворца молодежи, воспитателя детского дома и др.), была разработана модель проектной программы, направленной на интеллектуально-познавательное и культурно-личностное развитие детей и подростков их социально-психологическую адаптивность «Культурно-исследовательская познавательная академия «Развитие, инициатива, самовыражение» («КИПАРИС»).

Проект был направлен на разработку и внедрение новой модели познавательной, учебной и исследовательской деятельности детей и подростков, также модификацию интеллектуально-развивающей среды с использованием ресурсов социальных институтов, социально-культурных и психологических центров города во внеурочной деятельности детей, подростков и студенческой молодежи.

В ходе выполнения проектной деятельности, во-первых, была объединена инициатива студентов-волонтеров и старших воспитанников детского дома в организации и проведении социально-полезной деятельности; во-вторых, использована организация социально-полезной деятельности для формирования и развития интереса учащихся (воспитанников детского дома и школ города) к познанию окружающего мира, его истории, культуры, природных таинств; развитию творческого потенциала; в-третьих, применялось стимулирование детей и подростков, а также студентов к использованию творческого потенциала в целях развития адаптационных возможностей, выбора активной жизненной позиции.

Важным было создание условий для формирования познавательной активности детей и подростков в процессе дополнительной образовательной деятельности, формирование навыков творческого сотрудничества.

Все вышеперечисленное имело глубинным смыслом проекта способствование самовыражению и раскрытию потенциальных способностей каждого участника проекта.

Продолжительность проекта рассчитана на один академический год.

Апробированная программа проекта имеет вариативный характер, сложность которого зависит от возрастной категории детей и подростков, включенных в работу.

Проект состоит из следующих этапов:

I. Организационный:

  1. Создание творческой группы.
  2. Определение координаторов работы творческой группы.
  3. Определение и утверждение основных направлений («факультеты Академии»)
  4. Назначение ответственных за работу каждого «факультета» (студент-волонтер, воспитанник, педагог-координатор)

II. Информационно-методический:

  1. Работа в творческих группах «факультетах» по сбору и обработке (выборке и систематизации) информационного материала, развивающих упражнений, наглядно-иллюстративной базы.
  2. Разработка плана проводимых «уроков-исследований».
  3. Разработка информационных писем для администрации образовательных учреждений города.

III. Организационно-технологический:

  1. Определение материального и технического оснащения.
  2. Согласование и уточнение даты и времени проведения «урока».
  3. Распространение информационных писем.

IV. Исполнительский

  1. Проведение «уроков» по утвержденному плану работы.

V. Аналитический

  1. Анализ проведенного «урока»
  2. Оформление фото- и видеоотчетов.

Практическая значимость результатов

Реализация программы совместными творческими усилиями студентов-волонтеров ТИ имени А.П. Чехова факультета психологии и социальной педагогики, воспитанников ГКОУ РО детского дома № 5 г. Таганрога при координирующей деятельности педагогов-наставников вуза, детского дома и специалистов методического отдела МБУК «Дворец молодежи» позволяет:

  • стимулировать социальную активность молодого гражданского поколения;
  • передавать организационный, творческий и другой опыт старших наставников в процессе сотрудничества;
  • приобретать молодым исполнителям и участникам проекта социально полезных навыков и компетенций, способствующих их успешной социально-психологической адаптации, самореализации, личностного самовыражения, потребности в саморазвитии и самостановлении.

Выводы

Таким образом, проектная деятельность является условием эволюции системы социальных отношений, системы мировоззренческих ориентиров. В этой связи социальное проектирование, как технология работы и метод активного социально-психологического обучения имеет особую значимость, поскольку позволяет моделировать, прогнозировать, планировать и достигать реализации ряда явлений, направленных на усовершенствование системы отношений «человек — социум».


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su