Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Абилитация и ранняя коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» (курс в рамках магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»)


Автор:

Программу проводит НГПУ им Козьмы Минина.

Программа курса имеет модульную структуру и состоит из 4-х модулей, обеспечена мультимедийными материалами (презентации, аудио- и видеоматериалы). Программа курса дает возможность слушателям иметь регулярный доступ к мульти-медийным материалам и к библиотеке программы, получить доступ к видеоматериалам, обучение предполагает выполнение теста. 

Cтруктура и описание программы курса

Цель курса: сформировать профессиональные компетенции специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения детей и организации процесса психолого-педагогического сопровождения на основании медицинских и психолого-педагогических знаний о детях раннего возраста с ОВЗ.

Задачи курса:

  • Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
  • Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.
  • Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.
  • Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни.
  • Знакомство со специализированным стандартом образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-4 — способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером;

ПК-1 — способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и
интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий; 

ПК-7 — готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения;

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать: методики психолого-педагогического обследования с целью определения речевого и психического развития, соответствия воздействия
основному диагнозу, возрастным и индивидуальным особенностям; методы консультирования родителей детей раннего возраста в вопросах психолого-медико-педагогического характера; формы и методы психопрофилактической работы, направленной на предотвращение нарушений физического и психического здоровья; принципы и современные концептуальные подходы, определяющие организацию, содержание, планирование и реализацию психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста;

уметь: проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование, с учетом данных медицинской документации; разрабатывать и практически осуществлять методики психолого- педагогического воздействия в соответствии с речевыми, интеллектуальными, двигательными, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; консультировать родителей детей раннего возраста по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения; использовать на практике формы и методы психопрофилактической работы, направленные на предотвращения нарушений психического и физического здоровья детей раннего возраста, предотвращение вторичных дефектов развития; способствовать повышению психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;

владеть: разграничения нормального и отклоняющегося развития детей раннего возраста; выделения факторов риска появления нарушений
развития ребенка; обобщения результатов обследования, формулирования выводов констатирующего, диагностического, прогностического и
коррекционно-методического характера.

Структура 4-х модулей программы включает:

  • Модуль 1 «Общие вопросы создания системы помощи детям раннего возраста с ОВЗ»
  • Модуль 2 «Психолого- медико-педагогические особенности детей 0-3х лет»
  • Модуль 3 «Проблемы раннего детства: психолого- медико-педагогическая оценка детей до трех лет»
  • Модуль 4 «Психолого-медико-педагогическое сопровождение семей и детей раннего возраста»

Содержание курса:

Модуль 1. Общие вопросы создания системы помощи детям раннего возраста с ОВЗ

Нормативно-правовая база. Основные документы структурного подразделения «Служба ранней помощи». Понятие психолого-медико-педагогическогосопровождения. Состояние и перспективы развития системы психолого-медико-педагогической помощи в России и за рубежом. Принципы организации системы психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста. Организация служб раннего вмешательства. Межведомственное взаимодействие при организации психолого-медико- педагогического сопровождения детей раннего возраста. Психолого-медико- педагогическое сопровождение детей от 0-3х лет по территориальному признаку (город, сельская местность).

Модуль 2. Психолого-медико-педагогические особенности детей 0-3х лет.

Динамика физического развития детей 0-3х лет. Динамика психического развития детей 0- 3х лет. Развитие речи детей 0- 3лет. Особенности воспитания и обучения детей 0-3х лет. Учет индивидуальных особенностей детей при организации психолого-медико-педагогического сопровождения.

2.1. Виды и причины отклонений в развитии у детей до трех лет Возрастные закономерности психомоторного развития детей до трех лет (норма и ОВЗ).

Модуль 3. Проблемы раннего детства: психолого-медико-педагогическая оценка детей до трех лет.

Методы обследования детей раннего возраста. Факторы риска нарушений развития в раннем возрасте. Учреждения, осуществляющие сопровождение детей раннего возраста. Профилактическая функция системы сопровождения детей раннего возраста.

3.1. Этапы выявления проблем в развитии ребенка до трех лет. Сотрудники службы и их функциональные обязанности. Роль разных
сотрудников Службы во время проведения междисциплинарного оценивания.

3.2. Структура комплексного психолого-педагогического обследования детей первых лет жизни.

Модуль 4. Психолого-медико-педагогическое сопровождение семей и детей раннего возраста.

Основные направления работы с семьями детей 0-3х лет. Участие родителей в психолого-медико-педагогическом сопровождении детей раннего возраста. Направления, формы и методы работы по привлечению родителей в процесс сопровождения детей раннего возраста.


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 73 читателя
12.03.2024 22:08:16Агатов Мухамад

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su