Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии» (учебник для студентов высших учебных заведений)


Автор:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Актуальность создания учебника по психофизиологии объясняется целым рядом причин. Прежде всего, большим количеством вузов, обучающих студентов по специальности психология, а, следовательно, и большим рынком учебной продукции. С другой стороны, наука психофизиология в последнее десятилетие сделала огромный рывок в познании взаимосвязи мозга и психики, поскольку появилась возможность с помощью томографических методов увидеть прежде скрытые от глаза исследователя процессы, протекающие при той или иной человеческой деятельности. Возникла в связи с этим потребность переосмыслить новые данные и внести их в учебный курс.

СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Особенностью вновь создаваемого учебника является попытка объединения идей отечественной науки с представлениями, разрабатываемыми исследователями других стран. Подзаголовок учебника говорит о том, что это « психологическая физиология с основами физиологической психологии». Психофизиология берет свое начало от идей, заложенных А.Р. Лурия, тогда как физиологическая психология – название, введенное Вундтом в конце 19 века. Разрушение железного занавеса привело к интенсивному обмену идей, новые методы позволили увидеть единые механизмы процессов, которые казались слишком далекими в рамках умозрительных концепций. Именно поэтому другой особенностью учебника является обилие конкурирующих гипотез при описании явлений психической жизни человека, отсутствие ощущения законченности в их понимании, что направляет мысль студента на поиск новых решений. Все это позволяет будущим психологам осознать, что психофизиология является наукой, то есть дисциплиной, в которой каждая гипотеза может быть опровергнута.

АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Простота языка, которым написан учебник, позволяет предлагать его не только специалистам, студентам психологических факультетов, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами психосоматики, воспитания детей, здорового образа жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. Третья особенность учебника заключается в появлении в нем глав, которые до сих пор не встречались в такого рода изданиях. В тоже время их необходимость определена современной жизнью. Это главы «Психофизиология пола», «Психофизиологические механизмы старения», «Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения», «Паранатальная психофизиология». Реальная жизнь не знает «среднего» человека, она знает мужчин, женщин и людей, у которых есть проблемы в причислении себя к одной из этих категорий. Современная наука уже много знает об этом, однако учебники осторожно обходили до сих пор эту тему. Человечество стремительно стареет, но студенты часто имеют ограниченные знания о тех процессах, которые происходят с миллионами людей, когда они перестают быть молодыми. Но эти знания позволяют предлагать стиль жизни, удлиняющий период активного освоения действительности. Глава, посвященная аддикциям, описывает новое понимание аддиктивной личности, которая при определенных условиях реализует поведение, зависимое от наркотиков, алкоголя, курения, азартных игр, компьютеров и т.д. Глава, посвященная паранатальной психофизиологии, объединяет воедино периоды вынашивания ребенка, его рождения и формирования привязанности к матери. Представленные в ней данные позволяют студенту получить объективную информацию о явлениях, которым посвящено множество теоретических построений, описывающих процесс формирования личности и критические периоды ее становления. Столкновение данных разных наук позволит студенту сделать собственный выбор. Еще одной особенностью учебника является редкая для обычного издания иллюстративность – редкая страница обходится без рисунка. Особенно много их там, где идут ссылки на морфологию. Такое количество иллюстраций нет даже в учебниках по анатомии. Возможность не только читать, но и видеть, существенно облегчает процесс освоения новых знаний. Более того, каждая глава снабжена словарем, что также повышает эффективность работы над учебником.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Появление такого рода учебников, несущих в себе жар научных споров, ставящих вопросы, позволит обучать психологов, готовых задавать вопросы и искать на них ответы, а не только использовать багаж, созданный другими.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su