Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Акмеологический тренинг наставника молодежи на крупном промышленном предприятии»


 Научно-технический прогресс вызвал бурный рост общего объема информации, появление новых отраслей знаний и промышленности. Внутреннее производство растет и развивается, а это ведет к изменению окружающей социальной среды. Прежние приемы и методы деятельности не справляются с бурным развитием техники и технологии. А это влечет за собой пристальный интерес к применению активно-групповых методов воздействия, в том числе и акмеологического тренинга.

         Последние достижения в области акмеологической науки дают возможность изменить сложившуюся ситуацию и вооружить практических психологов новым взглядом на акмеологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия.

         Цель данной работы –  раскрыть сущность акмеологического тренинга, разработать и обосновать теоретические основы и методический инструментарий акмеологического тренинга, ориентированного на совершенствование личностных и профессиональных качеств наставника.

         Объект исследования – профессиональные и личностные качества наставника молодежи.

         Предмет исследования – акмеологический тренинг наставника.

         Гипотезы исследования:

1. Акмеологический тренинг наставника позволяет:

  •  переосмыслить подход к деятельности наставника;
  • идентифицировать собственные профессиональные и личностные качества с качествами, необходимыми наставнику;
  • сформировать стремление к самоанализу и самосовершенствованию.

2. Акмеологический тренинг наставника при условии обеспечения его программно-целевой направленности, а также реализации методических комплексов, способствующих развитию основных компетенций наставника, может быть использован как новый эффективный метод совершенствования профессионального мастерства наставников молодежи на крупных промышленных предприятиях, на примере ОАО «ТАГМЕТ».

Практическая значимость исследования:

Дальнейшее использование технологий разработки акмеологических тренингов для групп различной целевой направленности и решения разнообразных задач в области развития персонала.

Научная новизна исследования:

Современная практика управления человеческими ресурсами все больше ориентируется на введение психолого-акмеологической составляющей, в связи с чем данное исследование направлено на освоение, пилотное внедрение и последующее использование новой прогрессивной формы обучения – семинара-тренинга с целью удовлетворения потребностей предприятия в эффективном инструменте совершенствования и развития человека.

Задачи исследования:

  1. Опираясь на акмеологию, как синтетическую теоретико-прикладную дисциплину, раскрыть сущность и содержание акмеологического тренинга наставника, его роль в процессе совершенствования профессионального мастерства работников предприятия, осуществляющих функции наставника молодежи.
  2. Разработать критерии эффективной деятельности наставника молодежи (осуществить сбор поведенческих примеров и на их основе разработать компетенции, которыми должен обладать работник для выполнения эффективной деятельности в качестве наставника молодежи).
  3. С помощью групп экспертов разработать модель компетенций и определить желаемый уровень развития компетенций, другими словами, сформировать идеальный профиль функциональной позиции – наставник молодежи.
  4. Провести экспертную и диагностическую оценку наставников молодежи предприятия с целью определения реального уровня развития необходимых компетенций (на основании разработанной идеальной модели).
  5. Разработать основные методические составляющие акмеологического тренинга наставника, обеспечивающие переход от реального состояния развития компетенций к желаемому.
  6. Разработать инструментарий акмеологического тренинга наставника, позволяющий решать задачи перехода от реального состояния развития компетенций к желаемому.
  7. Выявить условия и факторы эффективности акмеологического тренинга наставника.

Результаты:

          Подводя итог проделанной работы, считаю целесообразным обратиться к гипотезам и задачам исследования, гипотетические предположения заключались в том, что работник в ходе акмеологического тренинга:

  1. Сумеет переосмыслить отношение к качеству своей деятельности в роли наставника молодежи.
  2. Идентифицирует собственные профессиональные и личностные качества с качествами, необходимыми наставнику для эффективного выполнения данного вида деятельности.
  3. У наставника произойдет формирование стремления к самоанализу и самосовершенствованию.

Проведенный эксперимент показал, что все гипотетические предположения исследования полностью подтверждены. И это доказывают следующие факты:

  1. 70% наставников, принявших участие в тренинге, отмечают, что в результате пройденного обучения изменили взгляд на процесс наставничества и адаптации, в анкетах обратной связи отмечают, что «узнали много новой информации о процессе адаптации, которая является крайне необходимой в процессе непосредственной деятельности»
  2. О том, что идентификация состоялась, свидетельствует то, что в «Я-концепции» появляется позиция и личностная роль – «наставник».75% наставников отмечают значительную пользу от участия в тренинге для своей деятельности, более половины участников выражают готовность применять полученные знания и навыки уже «прямо сейчас». Процесс самоанализа, так или иначе, был затронут в ходе тренинговых упражнений, выступающих как катализатор этого процесса.

85% участников тренинга отметили, что «узнали много нового о себе», 83% из них согласны с полученными характеристиками и удовлетворены результатом. А тот факт, что 97% участников отметили готовность к применению полученных знаний в разные периоды времени, свидетельствует о включенности наставников в процесс самосовершенствования, самоанализа и саморазвития. Кто-то из наставников готов к применению выработанных умений и приобретенных навыков уже «прямо сейчас», кто-то с течением времени, но намерения очевидны. Участники, не склонные ни к анализу,  ни к выраженному стремлению к самосознанию, образуют незначительное меньшинство, которое выражается в 3%.


 Проект выполнен при поддержке кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности. Федерального государственного образовательного учреждения  высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». Апробация проекта проходила в ОАО «Таганрогский Металлургический Завод».

За время работы автора проекта Ольги Владимировны Рудь в управлении персоналом ОАО «Тагмет» были реализованы  и другие проекты:

  1. Разработка модели компетенций для ключевого персонала предприятия(на сегодняшний день аттестация данной группы работников, назначение на должность осуществляется по данной модели).
  2. Разработка и внедрение системы отбора и оценки кадрового резерва.
  3. Разработка и реализация профориентационной программыдля учеников средних общеобразовательных школ, включая профориентационную диагностику, профориентационные игры.
  4. Внедрение новой формы обучения персонала – тренингов.Разработка Тренинговые программ и их реализация для таких целевых групп, как наставники молодежи на предприятии, ответственные по работе с молодежью в структурных подразделениях предприятия,  среднее звено управления, кадровый резерв, молодые специалисты.
  5. Разработка программы «Адаптация».
  6. Разработка программы работы с молодыми специалистами «Непрерывный поиск перспективных сотрудников»: подбор, отбор, продвижение и развитие молодого специалиста.
  7. В данный момент идет работа над разработкой проекта по корпоративной культуре - «корпоративные ценности».

И еще множество нереализованных идей и проектов в области стимулирования,  развития и  психолого-акмеологического сопровождения персонала.

Автор являлась участником и победителем научно-технических конференций: 2006,2007, 2008 годов, в 2009 заняла 1-ое место на внутризаводской конференции и два года подряд вторые места на конференции, проводимой внутри холдинга. Неоднократно получала благодарности от администрации предприятия за личный вклад в развитие и совершенствование кадровой политики.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su