Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Лучший проект в практической психологии»
Реферат проекта

«Специальная подготовка летного персонала в области человеческого фактора»


Актуальность проекта. В настоящее время в мире каждые четыре из пяти авиационных происшествий являются следствием ошибок экипажей воздушных судов. Для решения этой проблемы мировое авиационное сообщество рекомендует всем авиакомпаниям разрабатывать национальные программы специальной психологической подготовки летного состава для повышения эффективности взаимодействия в экипаже («Руководство по обучению в области человеческого фактора», Дос.9683-AN/950). Актуальность данной проблемы в России усугубляется существенным ухудшением материально-технической базы и профессиональной подготовки летного состава в последнее десятилетие.

Цель. Проект предусматривает несколько целей:

  • запустить механизм формирования безопасной корпоративной культуры, исключающей сознательные нарушения экипажами правил полета;
  • сформировать у командира воздушного судна (КВС) навыки использования ресурса экипажа путем повышения его коммуникативной компетенции как руководителя коллектива – основного условия реализации его профессиональной деятельности;
  • сформировать готовность летного состава к действиям в экстремальных ситуациях.

Концепция. В основу проекта положена концепция эмоционального опыта пилота – совокупности знаний, навыков и умений по преодолению экстремальных ситуаций в течение всей его летной практики. Формой реализации этой концепции является «Тренинг сильного командира», в котором формируется гарантированный минимум качеств личности профессионала, обеспечивающего безопасность полета.

История. Работы по данному проекту начались в 1997 году в рамках НИР «Разработка национальной системы психологической подготовки эффективным способам взаимодействия в экипаже. Тренинг сильного командира». В 1999 году приказом Федеральной авиационной службы РФ №139 от 09.06.99г были утверждены программы подготовки по «CRM (Crew Resource Management) России». После этапа отработки программных задач, ролевых игр и упражнений, проект реализован в авиакомпаниях, авиационных учебных центрах, училищах гражданской авиации. Всего прошли подготовку более 300 специалистов гражданской авиации из РФ, Украины, Казахстана и Узбекистана. Распоряжением Первого заместителя Министра транспорта РФ НА-254-р от 28.06.2001г данная подготовка стала обязательной для всех лиц летного состава России.

Основными достижениями представленного проекта можно считать:

  • признание проекта на уровне Министерства транспорта РФ (документы приведены выше) и Межгосударственного авиационного комитета (диплом по результатам доклада одного из авторов проекта на 10-й юбилейной конференции общества независимых расследователей);
  • приоритетность разработок защищена патентами РФ, Украины и Казахстана (всего пять патентов);
  • общественное признание проекта: получены положительные отзывы от всех авиакомпаний, в которых проводилась подготовка по программе «CRM России». Руководители авиакомпаний отмечают устойчивое улучшение психологического климата и взаимодействия в экипажах, прошедших данный вид подготовки;
  • внедрение программы в авиационных учебных центрах РФ (Екатеринбург, Уфа), авиакомпании «Сибирь» (Новосибирск) и в Азербайджане.

Социальная значимость проекта заключается в снижении уровня авиационной аварийности за счет повышения эффективности взаимодействия в экипаже (применение аналогичной программы по данным а/к United Air Lines позволило за 20 лет снизить количество авиационных происшествий по человеческому фактору на 30%).

Значение для развития психологии. Получены новые данные о закономерностях психического отражения опасности человеком: на примере летной деятельности описана структура эмоционального опыта и последовательность деформации (разрушения) его подструктур под воздействием опасности. При этом скачкообразное изменение работоспособности пилота в особой ситуации позволило уточнить закон Йеркса-Додсона и применить для количественной оценки потенциальной экстремальной работоспособности пилота теорию катастроф (бифуркаций), развиваемую в работах Т.Постона и лауреата Нобелевской премии И.Пригожина.

Установлено, что регулятивной основой действий пилота в особой ситуации является его субъективная оценка опасности, что позволило осуществить новый подход к обучению: «обучению по особым ситуациям».


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su