Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Основы психологии девиантного поведения» (монография), «Девиантология: схемы, таблицы, комментарии» (учебное пособие) и «Девиантология: Словарь» (учебное пособие) (научно-образовательный комплект)


В научно-образовательный комплект входят:

  • Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения. Монография. - СПб: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2014.;
  • Клейберг Ю.А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии. Учебное пособие. -  М.: НОУ ВПО «МГСУ», 2014.;
  • Клейберг Ю.А. Девиантология: Словарь. Учебное пособие. - М.: ООО «Тверской печатник», 2014.

Вся наша жизнь во всем ее многообразии и мозаичности имеет девиантологическую основу. Мы просто об этом никогда не задумываемся. Стоит только внимательно присмотреться к действительности, к «реалиям жизни», и мы непременно обнаружим хотя бы элементы девиантности в поведении или сознании людей. Памятуя о том, что «реальность является девиантной» (по Н.Луману), девиантность  жизни  проявляется в труде, учебе, искусстве и культуре, науке, образовании и воспитании, спорте и досуге, общении и семейной жизни и т.п.  Она имеет множество различных форм проявления: инициативность, трудоголизм и тунеядство; инновации и разгильдяйство; образованность и бескультурье; великие достижения и невежество и хамство; пьянство, алкоголизм, проституция и добропорядочность и милосердие; преступления, агрессия, насилие и доброта, терпимость и альтруизм; коррупция, мошенничество, взяточничество, ложь, маргинальность, социальное неравенство и законопослушность, честность, справедливость,  интеллигентность, одиночество, остракизм; экстремизм и эпатаж и юмор и бесшабашность; добро и зло; любовь и ненависть; война и мир; и т.д. и т.п.

А поэтому, как мне кажется, девиантность создается не обществом как таковым, по  утверждению  Говарда Беккера, но, безусловно, в обществе, а конструируется властью (режимом), где и культивируется, приобретая специфические черты и оттенки. Люди же, живущие в таком обществе, строят (или не строят) свое поведение в соответствии с  предписаниями этого общества.

Социальная неустроенность, конфликт, неудовлетворенность и т.п. порождают не только поиски выхода в позитивные девиации, но и «выход» в насилие, вандализм, а также в различные формы «ухода» (алкоголизм, наркомания, «хиппизм» и др.).

И это еще не все. Каждая личность живет и действует в противоречивой и агрессивной социальной среде, где одинаковые социальные нормы и методы воздействия применяются  к разным  по своим способностям, характеру, привычкам, стилю поведения, культуре и образованности, образу жизни  людям. Противоречивость и агрессивность социальной среды определяет отношение каждого человека к самой социальной среде, социальным нормам, мотивации поступков и отношений, традициям, культуре и к самому себе. И если это отношение явилось результатом  социально значимого осознания себя в этом мире и мира (вещей, поступков, отношений) в себе, то мы имеем дело с целенаправленной, творческой  работой человека над собой, со стойким социальным иммунитетом  к негативным социальным отклонениям. И, наоборот, неспособность (или нежелание) человека  осознать важность и ценность своего социального бытия (в широком смысле слова) – приводит к нарушениям (деформациям) социальной нормы, проявляющейся в различных видах и формах девиантного (и криминального) поведения.

Следует помнить, что личностные особенности людей (и детей, и взрослых) эмоционально окрашиваются, «кристаллизуются» в оценках и поведенческих стереотипах, обретают функции и свойства социальных чувств, а применительно к обществу это проявляется в массовидных социальных явлениях, в общественных течениях и настроениях, моде, в коллективном творчестве, действиях и поведении людей и т.д. (Новиков В.В., 2008).

С учетом выше сказанного, сложилась структура  данного издательского проекта, в котором глав­ный акцент сделан на преодолении статики в изложении основных проблем и понятий девиантологической науки.

Современная эпоха – это время социальных новаций, перемен, смены политических, личностных, научных, ценностных ориентиров. Но это и время утраты идеалов, девальвации ценностей и традиций, время – потери поколений, культурного и интеллектуального генофонда страны. Это время обостренной оценки морально-этических парадигм. Психологическая наука с ее погруженностью в отдельные способности, качества, элементы личностного, деятельностного поведения часто не в силах одна ответить на возникающие вопросы экзистенциального  контекста: в чем смысл современной  жизни;  как относиться к «эпохе Мракобесия в России» (термин Я.И.Гилинского): маркирование музеев с целью запрета несовершеннолетним смотреть на «Венеру Милосскую», «Давида» (Микеланджело), не говоря уже о Босхе, Родене, Пикассо, Дали т.д.; какими глазами смотреть (а главное, с какой совестью!) на травлю музея Виктора Набокова («Лолиту» написал, гад!), что делать с запретом постановки «Лолиты»; а как реагировать на  требование убрать из Русского музея картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», как «оскорбляющую патриотические чувства граждан»?  Как нам жить в XXI веке (!) с вопиющим ростом детско-подростковой беспризорности и бродяжничества, наркомании, проституции, насилия, агрессии, самоубийств, жестокости и зла? И т.д., и т.п.

Как показывает история,  мракобесие в политике, идеологии, социальной сфере – а по большому счету – в СОЗНАНИИ отдельных групп людей, обслуживающих  эти сферы! –  всегда сопровождало общество и, как видно, сопровождает и сейчас, хотя времена уже не те. Тогда возникает естественный вопрос: «Как нам жить дальше?». Хотелось бы сказать – «ЧЕСТНО». И это было бы правильно во всех смыслах! Однако современное жизнеустройство (тотальная ложь, всепоглощающая коррупция, бесстыдное воровство чиновников и т.д. и т.п.) все меньше и меньше оставляет выбора большинству членов общества жить честно (то есть, творить добро), и все больше и больше  провоцирует людей на неблаговидные поступки (то есть, творить зло). Вот такая странная «диалектика»! Одно знаю наверняка – чтобы сохранить Отечество, сейчас России нужна ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ!

Отсюда возникло желание дополнить психологию девиантного поведения – востребованную и комплексную научную и учебную дисциплину – девиантологическим «трезубцем»: монографией, учебным пособием и словарем.

  • Монография «Основы психологии девиантного поведения» посвящена  ключевым методологическим социально-психологическим проблемам психологии девиантного поведения.

    Соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

    Для магистров, бакалавров и студентов, обучающихся по специальностям «Психология», «Юриспруденция», «Социология», «Социальная работа», «Педагог-психолог», а также для слушателей системы повышения квалификации, переподготовки и постдипломного образования.

    Благодарность автора

    Раздел I. Методология и методы исследования психологии девиантного поведения

    Глава 1. Предмет и задачи психологии девиантного поведения.

    Глава 2. Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения.

    Глава 3. Взаимосвязь психологии девиантного поведения с другими науками.

    Глава 4. Психология социальной нормы.

    Глава 5. Методы исследования психологии девиантного поведения.

    Глава 6. Деонтологические подходы психологии девиантного поведения.

    Раздел II. Психология девиантного поведения

    Глава 7. Психологические структуры личности.

    Глава 8. Девиантологические структуры личности.

    Глава 9. Современные типологии девиантного поведения.

    Глава 10. Психология конфликта.

    Глава 11. Психология семьи с неадекватной родительской позицией.

    Глава 12. Профессиональные девиации и деформации.

    Глава 13. Деструктивное поведение.

    Глава 14. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур.

    Глава 15. Агрессия. Фрустрация. Депривация.

    Глава 16. Психология социального риска.

    Глава 17. Психология социального сиротства.

    Глава 18. Пенитенциарная психология.

    Глава 19. Психология терроризма и экстремизма.

    Глава 20. Творчество как специфическое проявление девиантного поведения.

    Глава 21. Эпатаж и манипуляция.

    Глава 22. Ювенальная психология девиантного поведения и психологические защиты личности.

    Глава 23. Превентивная психология девиантного поведения.

    Примечания.

    Литература.

    Вместо заключения.

  • Учебное пособие «Девиантология: схемы, таблицы, комментарии»первое в России издание, в котором сделана попытка представить в схемах и таблицах ключевые темы девиантологии. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» и программой авторского курса «Психология девиантного поведения». Цель пособия – оказать практическую помощь студентам, аспирантам, бакалаврам, магистрантам и преподавателям в изучении курсов  «Девиантология», «Психология девиантного поведения», «Юридическая психология», «Ювенальная психология» и др.

    Схемы и таблицы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии девиантного поведения. Комментарии к схемам, рисункам  и таблицам разъясняют и закрепляют заложенную в них информацию.

    Для обучающихся на юридических, психологических, педагогических факультетах вузов и профильных колледжах, а также для слушателей системы повышения квалификации, переподготовки и постдипломного образования.

    Предисловие

    Введение

    Раздел I. Методология и методы исследования девиантологии как науки

    Тема 1. Предмет и задачи девиантологии

    Тема 2. Методологические подходы к исследованию сущности девиантного поведения

    Тема 3. Взаимосвязь девиантологии с другими науками

    Тема 4. Методы девиантологии

    Тема 5. Психология социальной нормы

    Раздел II. Психология девиантного поведения

    Тема 1. Психологические структуры личности

    Тема 2. Девиантологические структуры личности

    Тема 3. Актуальные типологии девиантного поведения

    Тема 4. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур

    Тема 5. Деструктивное поведение

    Тема 6. Психология семьи с неадекватной родительской позицией

    Тема 7. Агрессия

    Тема 8. Психология социального сиротства

    Тема 9. Депривация и фрустрация

    Тема 10. Психология конфликта

    Тема 11. Психология социального риска

    Тема 12. Пенитенциарная психология

    Тема 13. Психология терроризма и экстремизма

    Тема 14. Профессиональные девиации

    Тема 15. Творчество как специфическое проявление девиантного поведения

    Тема 16. Ювенальная психология девиантного поведения и психологические защиты личности

    Тема 17. Превентивная психология девиантного поведения

    Литература

    Примечания

    Вместо заключения

  • Девиантологический словарьпервое в России учебное издание – представляет собой толковый алфавитный Словарь, содержащий 345 терминов, в котором раскрывается содержание наиболее часто встречающихся в  научной литературе девиантологических терминов и понятий.

    Актуальность и необходимость появления Словаря по психологии девиантного поведения, вызвана острой потребностью современной высшей школы в обучении студентов профессиональным компетенциям, предусмотренным Федеральным государственным образовательным стандартом (третье поколение).

    При отборе терминов для настоящего издания использовались словари, монографии, учебники, учебно-методические пособия, научные сборники и статьи, содержащие новейшую научную лексику.

    Словарь составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям «Психология», «Социология», «Педагогика» и «Юриспруденция» и относится к учебным пособиям, который может быть использован на разных ступенях профессионального образования  и самообразования.

    Для студентов, магистров, бакалавров, специалистов.

 

Научно-образовательный комплект – Монография, Учебное пособие и Словарь – имеет широкую электронную поддержку вузовских преподавателей, аспирантов, студентов и практиков, в которой содержится не только своевременность, востребованность, новизна, актуальность и оригинальность этих изданий, но и благодарность автору, а также пожелания и дальше работать в этом направлении.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su