Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Инновационный интеллект личности и его закономерная связь с продуктивностью инновационной деятельности человека»


Актуальность
Важным требованием современности является обеспечение инновационного характера развития образования, экономики, промышленности, и в целом всех сфер общества. Определяющим при этом являются психологические особенности, возможности, способности личности, обусловливающие успешность инновационной деятельности, разработку и реализацию инноваций, творческий характер мышления и деятельности.

Эти обстоятельства определяют актуальность разработки современных подходов к пониманию факторов успешности творческой, инновационной деятельности, её продуктивности и выделения в качестве важнейшего такого фактора особой характеристики личности – инновационного интеллекта.

Социальная, научная и практическая значимость
Результаты проекта (научного открытия в области интеллекта личности) позволяют своевременно и адекватно оценить потенциальные способности личности к творческой (инновационной) деятельности, определить её наиболее целесообразное ролевое включение в инновационный процесс, создать благоприятную среду для достижения наивысшей продуктивности человека в профессиональной деятельности.

Данный проект дает возможность решения широкого круга задач, связанных с формированием трудовых коллективов (рабочих групп) в наукоемких производствах, комплектованием команд для работы в экстремальных условиях, требующих быстрого и точного реагирования (принятия решения) в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. На основе открытия могут быть разработаны методики выявления одаренных личностей, которые не всегда могут проявить свою творческую индивидуальность.

Установленная закономерность является эффективным средством для организаторов инновационных процессов в любой сфере человеческой деятельности  (управлении, образовании, производстве, военном деле и т. д.), позволяющим выявить возможности отдельной личности, сформировать творческий коллектив, что обусловит достижение наивысшей творческой продуктивности личности или коллектива при решении задач дивергентного типа.

В частности, успешным примером реализации результатов проекта является то, что сотрудниками Военной академии связи в 2005, 2006 и 2007 гг. делалось ежегодно в среднем по 50 изобретений и по одному открытию, что позволило академии по данному показателю войти в тройку ведущих вузов России.

Значение для развития психологии
Разработка проблемы интеллекта является одной из ключевой задач психологии, требующей своего решения применительно к современной ситуации, с учетом возрастающих требований к продуктивности внутренней (мыслительной) и внешней (предметной) деятельности человека.

В настоящее время положение дел в области психологии интеллекта по целому ряду позиций оценивается как парадоксальное. Теоретики интеллекта как отечественные, так и зарубежные до настоящего времени не пришли даже к общему определению феномена «интеллект». Видный специалист в этой области А. Дженсен в одной из своих публикаций вынужден был заявить, что для научных целей понятие интеллекта вообще непригодно и от него следует отказаться. К аналогичному выводу пришел и М. Хоув, заявив, что слово «интеллект» допустимо применять только как описательный, сугубо житейский термин в силу отсутствия у соответствующего понятия каких-либо объяснительных возможностей. Однако в науке констатация парадоксальности изучаемого явления всегда указывает на то, что созрели условия для пересмотра существующих на данный момент представлений о природе данного явления и формирования нового взгляда на соответствующую научную проблему.

Привычное представление об интеллекте – это восприятие его как относительно стабильного признака личности, развивающейся при взаимодействии наследственности и окружающей среды. Альтернативный взгляд заключается в том, что интеллект воспринимается как развивающиеся способности, а тесты на интеллект – как измерение их ограниченного аспекта. Приобретенный опыт в данном случае определяется как продолжающийся процесс обретения и обобщения навыков, необходимых для достижения высокого уровня мастерства в одной или более сферах жизнедеятельности. Системный подход объединяет в себе элементы указанных выше подходов. Примером является представление о сложном множественном интеллекте Х. Гарднера.

Предложенное авторами проекта решение является в определенной степени развитием системного подхода применительно к пониманию интеллекта.

Основное значение проекта для развития психологии заключается:
- в обосновании и введении в научный оборот понятия «инновационный интеллект» личности;
- в раскрытии его содержания и построении его трехвекторной модели;
- в определении путей диагностики инновационного интеллекта;
- в установлении закономерной связи инновационного интеллекта личности с продуктивностью инновационной деятельности человека.

В целом значение данного проекта (открытия) заключается в дальнейшем развитии теории интеллекта личности в рамках системного подхода, в изменении сложившегося научного представления о феномене интеллекта, в достижении объяснительных возможностей многоаспектного и сложного конструкта – интеллект. Благодаря данному открытию находят объяснение факты, когда высокие результаты существующих тестологических измерений интеллекта личности не подтверждаются её успехами в практической деятельности, требующей решения плохо структурированных задач.

Цели
Выявление, обоснование, практическая реализация и учет в различных сферах (наука, образование, экономика, культура, инноватика и др.) тех закономерностей, которые подтверждают зависимость продуктивности инновационной деятельности личности с уровнем ее интеллектуального развития.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Люди, чья деятельность связана с творчеством, с поиском и практической реализацией нового, ученые, изобретатели, новаторы, психологи, педагоги и многие другие.

Основное содержание работы (или её этапы)
В течение ряда лет научный коллектив в составе О.Ю. Ефремова, С.В. Литвиненко, Л.А. Холодковой, В.П. Чернолеса, О.А. Распопина, И.В. Шабловского работал над проблемой установления связи между продуктивностью инновационной деятельности человека и инновационным интеллектом личности.

Результаты научных исследований по указанной проблеме нашли отражение в диссертационных работах О.Ю.Ефремова «Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе» (2001г.), В.П.Чернолеса «Интеграция инновационной и учебной деятельности в системе военного профессионального образования» (2002г.), Л.А.Холодковой «Формирование инновационной культуры субъектов военного профессионального образования» (2005г.), а также в трех зарегистрированных изобретениях и ряде других работ.

В декабре 2005 года Российская академия естественных наук и Международная академия авторов научных открытий и изобретений на основании результатов научной экспертизы заявки на открытие подтвердили установление научного открытия в области теории интеллекта личности «Закономерность связи между продуктивностью инновационной деятельности человека и его инновационным интеллектом личности» (Диплом № 27-S).

Сущность заявленного открытия заключается в том, что в рамках системного подхода для оценки готовности личности к творческой (инновационной) деятельности, приводящей к успеху, такая оценка выполняется на основе введенного впервые понятия «инновационный интеллект» личности.

Инновационный интеллект личности – это образ ее мыслей, позволяющий осознать и проанализировать возникшее в культуре противоречие и для его устранения выдвинуть идею и реализующее его творческое решение, которого не было на предшествующих стадиях развития культуры, после чего с учетом возможных последствий способствовать его социализации в культуре.

Экспериментально была установлена закономерность связи между продуктивностью инновационной деятельности человека и его инновационным интеллектом.

Под продуктивностью инновационной деятельности личности (творческого коллектива) понимается число успешно решенных (в процентном отношении) задач дивергентного типа (плохо структурированных задач) из общего числа возникающих задач данного класса в процессе реализации инновационного процесса.

Сущность открытия заключается в следующем. В общем виде инновационная деятельность может рассматриваться как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем.
Исходя из этого определения можно заключить, что человек для успешной инновационной деятельности (высокой творческой продуктивности) должен развивать свой интеллект в трех направлениях: аналитическом, творческом и практическом.

Аналитический интеллект требуется для анализа возникшей проблемы, критического осмысления существующих подходов ее преодоления.

Творческий интеллект, в первую очередь необходим для генерирования продуктивных идей и поиска возможностей их реализации на основе решения задач дивергентного типа.

Практический интеллект нужен для использования этих идей, реализации выявленных решений с учетом возможностей их социализации в обществе.

При данном понимании множественности природы интеллекта, которым должен обладать человек для достижения успеха в инновационной деятельности, и предложен новый конструкт – инновационный интеллект в виде трехкомпонентной векторной модели, ортогональными векторами которой являются аналитический, творческий и практический интеллекты.

Уровень (амплитуда) инновационного интеллекта (АИИ), определяется путем векторного сложения его составляющих: уровней (амплитуды) аналитического (АА), творческого (АТ) и практического (АП) интеллектов, т. е.

         

Экспериментально была установлена закономерность связи между продуктивностью инновационной деятельности человека и его инновационным интеллектом: продуктивность пропорциональна амплитуде АИИ.

При данном понимании множественности природы интеллекта, которым должен обладать человек для достижения успеха в инновационной деятельности, и предложен новый конструкт – инновационный интеллект в виде трехкомпонентной векторной модели (рис. 1).

В предложенной модели инновационного интеллекта (ИИ) его составляющими ортогональными векторами   ,   и   являются соответственно: аналитический (АИ), творческий (ТИ) и практический интеллекты (ПИ).

Инновационный интеллект (и соответственно, продуктивность инновационной деятельности) будет проявляться наиболее эффективно, когда все три его составляющие находятся в равновесии, а его обладатель имеет четкое представление, когда и как их использовать с максимальной отдачей.

Аналитический интеллект используют на этапе осознания проблемной ситуации и перехода к её решению, а также на этапе принятия решения, заключающегося в выборе лучшего из вариантов. Аналитический интеллект может быть измерен IQ-тестами.

 

Как показывают многочисленные исследования, люди даже с очень высоким IQ не всегда преуспевают в жизни. Так, исследования, проведенные в Калифорнийском университете, показали, что человек, имевший высокий показатель IQ необязательно обладал следующими качествами: независимостью мышления и поступков, наличием чувства юмора, чувством красоты, сильной аргументацией, способностью радоваться сложности и новизне информации, оригинальностью, способностью всестороннего изучения материала, гибкостью и проницательностью. Однако, именно эти качества необходимы для плодотворной инновационной деятельности. Успех в обучении и дальнейшей профессиональной деятельности обязательно предполагает наряду с аналитическими развитие творческих и практических качеств личности.

Творческий интеллект заключается в способности выходить за рамки принятых норм и генерировать новые идеи для решения возникающих проблем. Творческую натуру всегда отличает явно выраженное синтетическое мышление, способность видеть связи, скрытые для остальных людей.

Практический интеллект заключается в умении превращать теорию в практику, а абстрактные идеи – в конкретные результаты. Практический интеллект нужен и для того, чтобы выделить среди в общем правильных идей те, которым можно найти конкретное приложение.

Личность, обладающая лишь одним творческим компонентом интеллекта, из числа множества выдвигаемых им идей обычно не в состоянии выделить перспективные и исключить из рассмотрения бесполезные. Обладатели только аналитического интеллекта, как правило, являются блестящими критиками чужих идей, однако сами не способны предложить что-нибудь новое и интересное. И, наконец, если человек имеет высокий уровень одного лишь практического интеллекта, он может «продать» какую угодно идею, не представляя её истинной цены.

Следовательно, для достижения успеха в инновационной деятельности необходим баланс всех трех составляющих инновационного интеллекта. Причем каждая составляющая не должна быть ниже некоторого порогового уровня, величина которого определяется характером и областью инновационной деятельности. Совокупность пороговых значений аналитического (АИП), творческого (ТИП) и практического (ПИП) интеллектов обусловливает тот минимальный уровень компетентности, при котором еще возможна продуктивная инновационная деятельность, т. е. определяет пороговый объем продуктивности  .

В свою очередь, каждая личность обладает предельными индивидуальными уровнями аналитического (ААИ), творческого (АТИ) и практического (АПИ) интеллектов, которые определяют предельный индивидуальный объем инновационной продуктивности личности (рис. 2). Интервал между пороговым   и предельным индивидуальным   объемами характеризует диапазон инновационной продуктивности личности.

 
Реализация индивидуального объема инновационной продуктивности возможна только при условии выдвижения творческих идей в нужное время и в нужном месте. Однако такие условия выполняются крайне редко. Чаще всего для пассивного большинства творческие по своей природе люди являются оппозиционерами и вызывают  иногда даже открытую неприязнь. Нередки случаи, когда творческие натуры дискредитируют себя тем, что «воюют» по малейшему поводу, вызывая раздражение окружающих. Отмеченные обстоятельства приводят к тому, что в конкретных условиях жизни творческая личность использует лишь часть своих возможностей, ограниченную сверху реализованными уровнями аналитического (АИР), творческого (ТИР) и практического (ПИР) интеллектов и соответствующего им реализованного объема инновационной продуктивности   (рис. 3), т. е.

 

Инновационный интеллект предполагает в первую очередь не столько количество знаний, сколько сбалансированное представление о том, когда и как использовать аналитические, творческие и практические способности для достижения максимально возможной продуктивности.

 


Инновационный интеллект наиболее эффективен при решении плохо структурированных проблем, когда необходима стратегия, основанная на эвристических приемах – неформальных, интуитивных и отчасти рискованных.

Отсюда следует психолого-педагогическая задача определения качеств обучающихся с максимально большей точностью. Качеств, характеризующих не только успеваемость, но и способность обучающегося к другим формам деятельности, которые, в конечном счете, приведут к заметным профессиональным достижениям, обеспечат формирование у него стойкого инновационного мышления.

Для подтверждения достоверности предположений был проведен комплекс лонгитюдных экспериментальных работ, включающих: тестологические измерения составляющих инновационного интеллекта личности; рейтинговую оценку уровня готовности личности к инновационной деятельности; ролевое структурирование  коллективов для решения творческих задач.

Основные экспериментальные работы были проведены на базе Военной академии связи в период с 1998 по 2006 гг.

Для оценки уровней аналитического, творческого и практического интеллектов использовались опросники соответственно: «IQ», «Креативность», «Креафорность». Определялись численные значения коэффициентов аналитического КИ, творческого ККТ и практического ККФ интеллектов.

В авторских исследованиях, также как и в работах других исследователей, показано, что лица, у которых преобладающим является уровень аналитического интеллекта (КАИ), в творческом коллективе выполняют роль «генераторов» идей. Лица с преобладающим уровнем креативности (ККТ) – роль «резонаторов», которые на основе высказанной в общем виде идеи способны сформулировать продуктивное решение. Лица с преобладающим уровнем «креафорности» (ККФ) успешно выполняют роль «реализаторов», т. е. сформулированное творческое решение доводят до практического результата.
При этом высокая эффективность ролевого участия конкретной личности не исключает того, что один из его частных показателей (КАИ, ККТ, ККФ) может быть на относительно низком уровне, при условии, что два других показателя превышают минимально допустимые для данного вида деятельности уровни. Отсюда следует вывод, что наибольшей продуктивностью инновационной деятельности должен обладать творческий коллектив, в котором четко определена ролевая структура ее членов на основе объективной оценки инновационного интеллекта каждого.

Таким образом, в предложенной модели инновационного интеллекта его составляющими являются: аналитический, творческий и практический интеллекты. Очевидно, что инновационный интеллект (продуктивность инновационной деятельности) будет проявляться наиболее эффективно, когда все три его составляющие находятся в оптимальном сочетании (либо у одного человека, либо у членов коллектива), а его обладатель (обладатели) имеет четкое представление, когда и как их использовать с максимальной отдачей.

Инновационный интеллект предполагает в первую очередь не столько количество знаний, сколько сбалансированное представление о том, когда и как использовать аналитические, творческие и практические способности для достижения максимально возможной продуктивности.

Инновационный интеллект наиболее эффективен при решении плохо структурированных проблем, когда необходима стратегия, основанная на эвристических приемах – неформальных, интуитивных и отчасти рискованных.

Результаты, выводы
Сущность открытия заключается в том, что в рамках системного подхода оценка готовности личности к творческой (инновационной) деятельности, приводящей к успеху,  выполняется на основе впервые введенного понятия «инновационный интеллект (ИИ) личности». Под ИИ личности понимается образ ее мыслей, позволяющий осознать и проанализировать возникшее в культуре противоречие и для его устранения выдвинуть идею и реализующее ее творческое решение, которого не было на предшествующих стадиях развития культуры, после чего с учетом возможных последствий способствовать его социализации. В свою очередь, ИИ представлен в виде трехвекторной модели, ортогональными компонентами которой являются уровни (амплитуда) аналитического (АА), творческого (АТ) и практического (АП) интеллектов. Уровень ИИ определяется путем векторного сложения его составляющих: АА, АТ  и АП.

Экспериментально была установлена закономерность связи между продуктивностью инновационной деятельности (ИД) человека и его ИИ.

Под продуктивностью ИД человека понимается количество успешно решенных задач дивергентного типа из общего числа возникающих задач данного класса в процессе ИД.

Открытие развивает теорию интеллекта личности, расширяет объяснительные возможности многоаспектного и сложного конструкта – интеллект.

Разработанные на основе открытия методики являются эффективным средством для организаторов ИД в любой сфере человеческой деятельности (управлении, образовании, производстве, военном деле и т.д.), обусловливающим достижение наивысшей творческой продуктивности личностью и/или коллектива при решении плохо структурированных задач.

Результаты проекта позволяют своевременно и адекватно оценить потенциальные способности личности к творческой (инновационной) деятельности, определить ее наиболее целесообразное ролевое включение в инновационный процесс, создать благоприятную среду для достижения наивысшей продуктивности человека в профессиональной деятельности.

Кроме того, полученные результаты дают возможность разработки широкого круга методов, связанных с формированием трудовых коллективов в наукоемких производствах, комплектованием команд для работы в экстремальных условиях, требующих быстрого и точного реагирования (принятия решения) в резко изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

В рамках данного проекта разработаны следующие изобретения, защищенные патентами РФ:
1.  Способ формирования коллектива для решения творческих задач // Патент РФ № 219788 от 10.12.2003 г., опубл. Бюл. № 4, 2005.
2.  Способ рейтинговой оценки уровня подготовки личности к инновационной деятельности // патент РФ № 2230409 от 20.06.2004 г., опубл. Бюл. № 17, 2004 г.
3.  Способ ролевого структурирования творческих коллективов // Патент РФ № 2235505 от 10.09.2004 г., опубл. Бюл. № 25, 2004 г.

Формула открытия
Экспериментально установлена неизвестная ранее закономерность связи между продуктивностью инновационной деятельности человека и его инновационным интеллектом личности, заключающаяся в том, что продуктивность инновационной деятельности прямо пропорциональна его инновационному интеллекту, компонентами которого являются находящиеся в равновесии аналитический, творческий и практический интеллекты, предельные уровни которых определяют предельный индивидуальный объем инновационной продуктивности личности.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su