Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Креативность как условие развития деятельностной эффективности руководителей» (научно-практическое исследование)


Актуальность, научная и практическая значимость проекта

В настоящее время наша страна нуждается в новой экономике, с конкурентоспособной инфраструктурой и промышленностью, с эффективным сельским хозяйством, с развитой сферой услуг. В своей предвыборной кампании в 2012 году В.В. Путин уверял, что России нужна сильная промышленная политика… «Для этого необходим грамотный топ-менеджмент в инновационном предпринимательстве с высоким уровнем компетенции» (Агентство по инновациям и развитию, 2013). Следовательно, любому успешному руководителю для построения системы управления необходимо владеть знаниями и понимать психологические основы управления. Поэтому вызов, который будущее бросает управлению, состоит в преобразовании управления производством в управление сложностью и знанием и, в конечном счете, в управление творческим потенциалом (Майнцер, 2006). Для внедрения инноваций современному топ-менеджменту необходимо развивать креативность, как способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Научная новизна: впервые изучена связь креативности и деятельностной эффективности руководителей в отечественной психологии в условиях современного социально-экономического контекста «непрерывная модернизация», «инновации», «предпринимательство» и т.д.

Практическая значимость состоит в том, что проблема эффективности руководителей представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость в использовании полученных данных в оценке перспектив карьерного роста личности в выбранной профессии. Прежде всего, стоит отметить, что данная работа будет востребована как среди руководящего состава организаций, психологов в сфере труда и образования, так и в кадровой сфере, в целях набора высококвалифицированного персонала, способных решать сложные задачи. Проводимое исследование позволяет определить эффективность руководящего персонала организации и уровень его креативности. Таким образом, большая практическая значимость, заключается в возможности улучшения условий профессиональной деятельности, а также повышении эффективности управленческого процесса путем использования креативного подхода в управлении и совершенствования профессионализма руководящего состава предприятий.

Цели и задачи

Цель работы: разработать новые критерии в сфере психологии управления, которые могли бы быть использованы для повышения эффективности деятельности руководителей организации.

Задачи работы:

  1. Изучить анализ современного состояния проблемы эффективности деятельности руководителей, используя научную литературу отечественных и зарубежных психологов.
  2. Провести эмпирическое исследование связи креативности и деятельностной эффективности руководителей.
  3. Предложить новый критерий в сфере психологии управления.

Содержание работы

В исследовании в качестве основного метода было использовано тестирование.

В работе использовались следующие методики:

  • экспертная оценка эффективности деятельности руководителя;
  • Самоактуализационный тест;
  • тест «Креативность» (Вишнякова Н. Ф.)

Достоверность результатов исследования обеспечивались математико-статистической обработкой полученных данных. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21 (Мерзлякова, 2007). В анализ включались описательные статистики, ранговая корреляция Спирмена.

Этапы реализации проекта.

1. На основании научной литературы был проведен теоретический анализ основных понятий исследования «управление», «руководство», «менеджер», «лидер», «креативность», «творчество», «дивергентное мышление». В результате различных подходов к изучению психологии управления персоналом, выделены типы руководителей с различными властными полномочиями в организациях, представлены характеристики эффективных руководителей (Б. Басс, В.Ф. Рубахин и др.), описаны черты личности современного руководителя, обуславливающие эффективность руководства (Р. Стогдилл), и качества идеального менеджера (Р. Кричевский, 2001). При анализе отечественных (Д.Б. Богоявленская, Е.П. Ильин и др.) и зарубежных психологов (Г. Олпорт, Э. Фромм и т.д.) проведена дифференциация понятий «творчество» и «креативность», изучена динамика проявления креативности в онтогенезе, рассматривая критерии оценки креативности, выделенные Гилфордом, Айзенком, Шутбергом, Сасс и пр.

2. Проведено эмпирическое исследование связи креативности и деятельностной эффективности руководителей, соблюдая основные условия сбора эмпирического материала и описывая качественный и количественный анализ полученных данных.

3. В целях оптимизации деятельности руководителей в организации, была разработана тренинговая программа «Развитие креативных качеств». Сам тренинг дает возможность привести качество работы сотрудников компании, в том числе руководящего персонала, в соответствии с корпоративными стандартами, адаптировать их деятельность к изменившимся требованиям, в особенности, когда происходит внедрении новых технологий. А также заставляет по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, научиться более гибко, свободно и нестандартно мыслить и действовать.  

Результаты и выводы

  1. Изучая научную литературу отечественных и зарубежных авторов и анализируя современные методы управления, мы предлагаем использовать критерий креативности в управленческой деятельности.
  2. В результате проведенного эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что две переменные положены в основу эффективной деятельности руководителя: креативность и чувство юмора.
  3. В результате проведенных исследований, нами предложен вариант тренинговой программы для развития креативных качеств руководителей. 

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su