Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания учителей и поддержка психического здоровья педагогов» (семинар-практикум)


Автор:

Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих учителей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют и без того их напряженную деятельность. Появление новых стрессогенных факторов требует особого внимания к сохранению психического здоровья педагогов. Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со всеми задачами, которые ставит перед ним педагогическая деятельность более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог в силах давать не только знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД, организовав педагогическое пространство используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально - личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональные трудности работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся не возможно без работы с педагогами в этом направлении.

Исследование данной проблемы мы решили начать с опроса педагогического коллектива школы. По нашим наблюдениям и исследованиям, учителя зачастую склонны отдавать предпочтение интеллектуальным достижениям школьников, а внутреннему миру ученика уделяется недостаточно внимания. К примеру, существующая система оценки знаний учащихся, его достижений и успехов формирует неадекватную самооценку учащихся. В начале моего профессионального пути и по сей день, учителя чаще просят провести диагностику в том или ином классе именно каких-то интеллектуальных параметров. Или поступает запрос от учителя исследовать уровень развития ребенка, который не справляется с программой обучения. Также анализ запросов позволяет сделать другой немаловажный вывод – часто учителю «мешает» поведение ребенка на уроках, которое расценивается им как неадекватное, неприемлемое. Например, агрессивное, или неорганизованное, или медленный темп выполнения ребенком заданий. Конечно, есть педагоги исключительные и чуткие к проблемам учащихся и этот факт воодушевляет. Такие педагоги больше используют в своей работе индивидуальный подход. И чаще всего обращаются за помощью к школьному психологу, стараясь понять ребенка и помочь ему преодолеть трудности в обучении или в адаптации. Данная разработка семинара-тренинга содержит в себе как известные методики, так и авторские наработки – позитив-технологии.

Цели и задачи

Цель семинара-практикума: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.

Задачи семинара-практикума:

  • Актуализировать процесс самоанализа сотрудников.
  • Познакомить с приемами саморегуляции.
  • Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния.
  • Оптимизировать самооценку педагогов.
  • Снять эмоциональное напряжение.

Краткое содержание проекта

Время проведения: приблизительно 1,5 часа. Общее время зависит от количества участников.

Участники: педагоги, работающие в начальном звене, молодые специалисты. (Упражнения также могут быть использованы в работе с детьми - подросткового возраста, студентами, родителями.

Выбор методик и техник.

Основополагающими методами являются позитив-технологии, направленные на развитие позитивного мышления учителей. В основе позитив-технологий лежит метод НЛП. К примеру, упражнение «Моя аффирмация», которое направлено на развитие позитивного мышления. Или упражнение «Колоши счастья». Эти упражнения были успешно апробированы на городском фестивале творческих достижений (имеется сертификат). Данные упражнения уникальны тем, что их также можно использовать в работе с подростками. Методы позитив-технологий также использовались нами в работе с детьми в классе СКК, в работе с детьми дезадаптантами на тренинге для пятиклассников в рамках программы «Первый раз в пятый класс!». Упражнение «Я - Молодец!» позаимствовано нами у автора программы психологического тренинга «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды» Шарыповой Елены Владимировны (Томск, 2005). Это упражнение также можно отнести к методам позитив-технологий, т.к. основная его цель – развитие навыков позитивного самовосприятия. Здесь мы его приводим без каких-либо дополнений.

Выбор методов арт-терапии и медитативные техники также на сегодняшний день актуальны и все больше и больше входят как универсальные методы в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия применяется как метод гармонизации и развития личности, как средство для успокоения и снятия стрессового состояния. Ценность арт-терапии заключена в том, что она обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека. Медитативные техники также относятся к трениговым методам, поскольку они эффективны и полезны в процессе групповой работы. Эти техники используются в обучении физической и чувственной релаксации и в результате сводятся к закреплению навыков саморегуляции и аутосуггестии. Медитативное упражнение «Сад моей души» также позаимствовано у того же автора, но это замечательное упражнение дополнено нами арт-терапевтическим закреплением эффекта при его выполнении. После произнесенного текста педагогам предлагается нарисовать то, что они представили – цветок.

Выбор проективных методов интересен тем, что эти методы позволяют «вытащить» то, что волнует учителя, определить диапазон проблем, вывести на групповое обсуждение этих проблем. Проективный метод широко используется как совокупность психологических методик диагностики личности с помощью анализа его действий и высказываний по поводу слабоструктурированного материала. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Упражнение «Картинка» уникально тем, что может выполнять как развивающую, так и диагностическую функцию, поэтому было использовано нами в качестве разминки и для того, чтобы понять с каким настроением пришли педагоги. Выбирая ту или иную картинку, человек бессознательно проецирует свое внутреннее эмоциональное состояние, которое бывает сложно описать словами. Картинки помогают определить это состояние, вербализовать его. Упражнение «Откровенно говоря» мы нашли в той же программе, о которой упоминали выше, но текст предложений дополнен и составлен нами самостоятельно. Это упражнение интересно именно с точки зрения вербализации и осознания проблем педагога, поскольку эти два сопутствующих процесса помогают «выговориться» участникам и создать чувство «общности», что конечно же способствует «выходу эмоций». Совместное обсуждение проблем сближает и таким образом, помогает эмоционально разрядиться в безопасной для педагогов обстановке. Упражнение «Плюс-Минус» достаточно известное, позволяет увидеть как негативные стороны работы педагога, так и положительные, объективно оценить свою деятельность.

Проект опубликован в журнале «Школьный психолог» издательства «Первое сентября» в рубрике «Вместе с учителем» (№3, 2013).


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 38 читателей
12.03.2024 22:08:12Кайдалов Юрий
12.03.2024 22:08:12Исаев Дмитрий
12.03.2024 22:08:12Жетиков Антон
12.03.2024 22:08:12dasd dsdsds
12.03.2024 22:08:12Шпортун Саша
12.03.2024 22:08:12Лянга Василий
12.03.2024 22:08:12Папин Дмитрий
12.03.2024 22:08:12Козуля Андрей
12.03.2024 22:08:12Каширин Иван
12.03.2024 22:08:12Михайлов Денис
12.03.2024 22:08:12Капралов Юрий
12.03.2024 22:08:12Попов Никита
12.03.2024 22:08:12Пирогова Мария
12.03.2024 22:08:12Иванов Сергей
12.03.2024 22:08:12Смирнова Анна
12.03.2024 22:08:12Кернес Гена
12.03.2024 22:08:12Кашин Василий
12.03.2024 22:08:12Митрич Вова
12.03.2024 22:08:12Гроссман Анна
12.03.2024 22:08:12Абрам Виктор
12.03.2024 22:08:12Иванов Петр
12.03.2024 22:08:12Петров Алексей
12.03.2024 22:08:12Весна Симона
12.03.2024 22:08:12Pichkur Yulia Grigorievna

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su