Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическое сопровождение подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ “Порог успешности”» (программа)


Актуальность проекта

Каждый год меняются требования к проведению ЕГЭ, в связи с этим для многих выпускников сдача ЭГЕ является стрессовой ситуацией, оказывающей отрицательное воздействие на психику, зачастую усугубляющаяся самими педагогами. Трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. В период подготовки к единому государственному экзамену учащиеся 11-х классов испытывают огромное напряжение и нагрузку, как умственную, так и эмоциональную.

Сравнивая традиционный экзамен и ЕГЭ, можно отметить, что при новой форме сдачи экзамена, от школьника требуются совсем иные, значимые характеристики. А именно: высокая мобильность и переключаемость, устойчивая работоспособность, высокий уровень организации деятельности и концентрации внимания, произвольности, навыки освоения информации, представленной в различной модальности, навыки организации учебной работы как по времени, так и в пространстве с тем, чтобы, при наименьших затратах сил и времени, освоить и усвоить максимально большой объем знаний и т.д. Следовательно, необходимо так построить психологическое сопровождение, чтобы выше перечисленные, наиболее значимые характеристики были развиты к моменту сдачи ЕГЭ.

Психологическая составляющая подготовки ученика, является приоритетным пунктом во время подготовки к экзамену и особенно актуальной в день сдачи экзамена. Несмотря на это, система психологического сопровождения школьников складывается не системно, в виду отсутствия нормативно-методических документов и плана работы психологической службы в этом направлении.

Все это определило актуальность разработки и внедрения данного проекта.

Цели и задачи

Цель проекта – разработка программы психологического сопровождения подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ.

Задачи проекта:

  1. Разработка технологий психологического сопровождения подготовки выпускников к ЕГЭ в образовательном пространстве школы.
  2. Создание программы тренингов для учащихся школ города и края с учетом трудностей сдачи ЕГЭ в крае.
  3. Разработка рекомендаций для учителей.
  4. Подготовка рекомендаций по формированию психологической готовности родителей.

Основное содержание этапов проекта

Целевая аудитория проекта: ученики старших классов общеобразовательных школ г. Армавира, хуторов Глубокий и Первомайский, пос. Старая Станица, не прошедшие контрольных срезов и пробных испытаний.

Этапы реализации проекта

1 этап «Подготовительный»

  1. Определение целевой группы – учащихся, не прошедших порог успешности на пробных испытаниях и анализ работы образовательных учреждений, в области психологического сопровождения образовательного процесса.
  2. Планирование работы службы сопровождения подготовки к ЕГЭ.
  3. Анализ ежегодного мониторинга уровня развития познавательных процессов учащихся.
  4. Разработка модели психологического сопровождения подготовки выпускников к ЕГЭ в образовательном пространстве школы.

2 этап «Диагностический»

  1. Диагностическое обследование учеников (развитие переключаемости внимания, концентрации внимания, уровень и тип тревожности, развитие операций мышления, т.е. всех тех процессов, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ).
    Диагностический инструментарий: «Корректурная проба» (тест Бурдона), «Таблицы Шульте», Горбова «Красно-черная таблица», Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабылицкая), тест Д. Векслера, тест Дж. Равена, Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина, Методика измерения уровня тревожности Тейлора, Тест школьной тревожности Филлипса, Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К.Изарду), Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла, Личностный опросник Г.Айзенка, опросник уровня субъективного контроля Роттера, методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса, методика определения направленности личности.
     
  2. Изучение профессиональной направленности личности выпускников.
    Диагностический инструментарий: ДДО, Карта интересов, «Профи» (ИМАТОН), программа «Перекресток» (Пряжникова Е.М.).
     
  3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций учащихся и их родителей.

3 этап «Развивающий»

  1. Апробация программы психологического сопровождения подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ (технологии развития и саморазвития, саморегуляции, стресс-менеджмента, тайм-менеджмента, поддержки и самоподдержки, конструктивного взаимодействия, создания ситуации успешности).
  2. Развитие навыков конструктивного взаимодействия учителей со слабоуспевающими школьниками.
  3. Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей в период сложных и стрессовых ситуаций.

Для этого каждый учитель вслух, при всех, производил отчет о проделанной работе: что пройдено, где были пробелы, обращает внимание на слабые стороны (невнимателен, забывает переносить запятую и т. п.), характеризует личностные качества учащегося, с которым он работал на консультации, высказывает свои рекомендации на перспективу.

4 этап «Рефлексивный»

Определение эффективности проекта: измерение индивидуально-психологических показателей у выпускников (снижение уровня тревожности; развитие концентрации внимания; развитие четкости и структурированности мышления; повышение сопротивляемости стрессу; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы);

Анализ эффективности абпробации проекта проводился на основе сопоставления результатов диагностики до начала реализации проекта и по его завершению.

Результаты и выводы

По результатам сдачи ЕГЭ 2012-2013 учебного года подтвердилась эффективность и целесообразность внедрения программы психологического сопровождения подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ.

Практическое применение результатов работы.

  • На основе полученных результатов проекта экспертной группой проводились районные консультации с выпускниками в Успенском, Отрадненском, Лабинском, Мостовском, Усть-Лабинском, Красноармейском, Курганинском районах.
  • Наработанный методический и практический материал, в ходе реализации проекта, можно использовать при подготовке к ЕГЭ в любой общеобразовательной школе края как в выпускных так на более ранних этапах обучения в 7 – 8 классах.
  • По результатам реализации проекта психологического сопровождения подготовки выпускников Кубани к ЕГЭ подготовлено учебно-методическое пособие «Порог успешности».

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 45 читателей
12.03.2024 22:08:12Джура Ирина
12.03.2024 22:08:12Горьева Мария
12.03.2024 22:08:12Елетин Николай

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su