Отзыв на проект Н.Ю. Флотской «Психология половой идентичности»
Проект Н.Ю. Флотской «Психология половой идентичности» представляет несомненную ценность в профессиональной подготовке будущих педагогов и психологов, поскольку в нем впервые и наиболее полно в отечественной психологии рассматриваются психологические аспекты развития половой идентичности человека. Особое внимание уделяется анализу возрастных особенностей и закономерностей развития половой идентичности, факторов, обусловливающих ее становление, адаптационных возможностей личности с разными типами половой идентичности. Осмысление этих процессов студентами психологических и психолого-педагогических специальностей немаловажно для решения современных проблем полноценного развития личности, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения с учетом половой дифференциации, для сохранения психического здоровья целых поколений. Проект Н.Ю. Флотской является актуальным и востребованным, так как он обеспечивает целостность представлений о возрастной динамике половой идентичности, преодолевая тем самым ограниченность реализовывавшихся ранее подходов к изучению данного феномена, замыкавшихся преимущественно лишь в границах дошкольного и младшего возраста. Для возрастной психологии особую значимость представляют факты, касающиеся субстанциональной природы структурных компонентов половой идентичности, дифференциальная характеристика специфических особенностей становления полоролевых образов на всех этапах онтогенеза, выделение критических и сензитивных периодов в развитии половой идентичности. Важными как в собственно психологическом, так и в психолого-педагогическом являются данные, отражающие диалектику биологического и социального в детерминации развития половой идентичности. Бесспорной продуктивностью характеризуется и рассмотрение Н.Ю. Флотской вопросов половой идентичности в контексте проблематики адаптационного потенциала личности. Проект Н.Ю. Флотской «Психология половой идентичности» имеет принципиальное значение для развития теории и практики нравственного и семейного воспитания, для психологии развития и возрастной психологии. Материал, представленный в проекте, устраняет пробелы относительно базовых механизмов развития, существовавшие до сих пор в научной психологии, и обогащает практическую психологию, раскрывая новые перспективы оказания психологической помощи людям на всех этапах онтогенеза.
Заслуженный деятель науки,
доктор психологических наук
профессор, директор института
педагогики и психологии Череповецкого
государственного университета В.Г. Маралов
В.Г. Маралов