Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат И.С.Макарьева «Психопедагогика инклюзивного обучения»

Актуальность
Актуальность данной работы диктуется слабой разработанностью проблемы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Демократические и социальные преобразования, начавшиеся в нашем государстве с середины 1990-х годов, выдвинули в разряд актуальных проблему гуманизации общества, необходимость осознания того, что человек – важнейшая ценность и забота о нем – главная задача демократического государства.

Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

На парламентских чтениях «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)» 24 апреля 2006 года были озвучены следующие цифры: из всего количества лиц с ОВЗ лишь 6% получают начальное профессиональное образование, 4% – среднее профессиональное образование и 2,5% – высшее профессиональное образование.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», а также в различных Федеральных законах. В этих документах отмечено, что образовательные учреждения должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в решении этих вопросов и должно оказать действенную помощь психолого-педагогическое сопровождение детей, основанное на концепции инклюзивного образования.

В настоящее время наша страна находится лишь в начале пути к действительно инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.

Научная и практическая значимость заключается в:
- научном обосновании методологических предпосылок и категориального аппарата исследования проблем инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- разработке модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся  с ОВЗ при инклюзивном обучении;
- создании психолого-педагогического инструментария для разработки инклюзивных учебных программ и планов.

Цели
1. Определить факторы и условия, способствующие внедрению инклюзивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения;
2. Определить роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования;
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся  с ОВЗ при инклюзивном обучении;
4. Научно обосновать и определить сущность инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
5. Описать практику разработки инклюзивных учебных программ и планов.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Для педагогов-психологов, педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования, студентов вузов, а также для руководителей образовательных учреждений.

Основное содержание работы
Монография включает в себя: предисловие, введение, 3 главы, список литературы, заключение, глоссарий, приложения.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 
Введение
Глава I. Инклюзивное образование: обоснование, история возникновения и концепции развития
1.1 История специального и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2 Опыт России и стран ближнего зарубежья в реализации инклюзивного обучения
1.3 Зарубежный опыт в реализации инклюзивного обучения.
Глава II. Инклюзивное образование для инновационного общества XXI века
2.1 От социальной эксклюзии к социальной инклюзии.
2.2 Социальная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.
2.3 Инклюзия как принцип социальной политики в сфере образования.
Глава III. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования
3.1 Инклюзивное образование: от психологической теории к педагогической практике.
3.2 Педагог-психолог как ключевая фигура в реализации идей инклюзии в образовательном учреждении.
3.3 Роль и место учителя (преподавателя) в процессе инклюзивного образования.
3.4 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при инклюзивном. обучении.
3.5 Разработка инклюзивных учебных программ и планов.
Заключение
Глоссарий
Литература
Приложения
Приложение 1. Конвенции и декларации, относящиеся к инклюзивному образованию.
Приложение 2. Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ.
Приложение 3. Цели в области образования для всех (ОДВ).
Приложение 4. Цели в области развития (ЦРТ)
Приложение 5. Интернет-ресурсы по вопросам инклюзивного образования.
Приложение 6. Карта личностно-центрированного подхода (ЛЦП).
Приложение 7. Индивидуальная программа обучения (ИПО).

Результаты, выводы
1.Научно обоснована и определена сущность инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
2.Выявлены факторы и условия, способствующие внедрению инклюзивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения;
3.Определены роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования;
4.Разработана модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся  с ОВЗ при инклюзивном обучении;
5.Описана практика разработки инклюзивных учебных программ и планов.

17.01.2011
Игорь Сергеевич Макарьев. Санкт-Петербург
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su