Реферат О.В.Белоус «Саморегуляция педагога в образовательном процессе»
Актуальность Методологической основой психологических исследований по проблемам саморегуляции стали отечественные научные труды по физиологии активности (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин). Продолжая логику физиологических исследований, работы по психологии саморегуляции выполняются на стыке психофизиологических и психологических исследований (Н.Н. Данилова, А.Б. Леонова, В.И. Медведев, Г.М. Зараковский). Традиционными для психологических исследований являются проблемы саморегуляции деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин), а в качестве ее отличительных признаков рассматриваются произвольность и осознанность (Ю.А. Миславский, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Б.В. Зейгарник). Прикладными аспектами данной проблемы являются поиски и разработка методов аутокоррекции и саморегуляции (А.Б. Леонова, Л.Г. Дикая). Социальная, научная и практическая значимость Значимость исследования состоит в расширении и углублении представлений о ресурсах саморегуляции личности. Практическая значимость состоит в том, что используемая модель саморегуляции педагога может быть использована для оптимизации психологического здоровья субъектов образовательного процесса и может служить научно-методической базой для педагогов - психологов, работающих в образовательных учреждениях. Также научно-теоретические материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов психологии, а также в системе повышения квалификации педагогов, психологов. Значение для развития психологии Цели: доказать, что именно сформированность механизмов личностной и профессиональной саморегуляции лежит в основе успешной педагогической деятельности. Более того, это - одно из базовых условий реализации жизненных программ личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования педагога Аудитория, на которую рассчитан проект Основное содержание работы (или ее этапы) Результаты, выводы
В контексте общего аспекта субъектного развития и существования человека одно из центральных базовых мест занимает проблема закономерностей осознанной регуляции человеком своей произвольной целенаправленной активности. Применительно к человеку, носителю высших форм психики, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует доступными и приемлемыми для него средствами, которые он также в ряде случаев определяет сам, можно говорить об осознанной саморегуляции.
Одной из тенденций развития современной отечественной системы образования является возрастание роли личностной парадигмы, создание условий для полноценной самореализации субъектов образовательного процесса. Это предполагает формирование таких личностных качеств, как направленность, активность, самостоятельность, креативность, и т.п. Таким образом, современная социальная ситуация актуализирует необходимость развития личности, обладающей механизмом саморегуляции.
Осуществлен анализ принципов содержания саморегуляции, рассмотрены варианты представления саморегуляции в рамках системного подхода, доказано, что непременным условием успешного осуществления педагогом является сформированность механизма психологической саморегуляции, представлены особенности саморегуляции профессиональной деятельности педагога.
Проект предназначен для научных работников, преподавателей психологии в средней и высшей школе, соискателей педагогических и психологических научных степеней и всех интересующихся проблемами педагогической деятельности.
Введение
Часть 1 Теоретические основы исследования психологической саморегуляции деятельности
Часть 2 Системный подход к проблеме саморегуляции
Часть 3 Особенности саморегуляции профессиональной деятельности педагога
Заключение
Литература
Приложение
В печатном издании осуществляется анализ принципов содержания саморегуляции, рассматриваются варианты представления саморегуляции в рамках системного подхода, рассматриваются особенности саморегуляции профессиональной деятельности педагога. Саморегуляция поведения по своим структурным характеристикам представляет собой приобретенное качество личности. Профессиональная деятельность педагога влияет на его психологическое и эмоциональное состояние.
Ольга Валерьевна Белоус. Краснодарский край,