Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Реферат «X Юбилейная международная Зимняя Психологическая Школа молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета (ЗПШ СПбГУ)»

Актуальность
В профессиональном сообществе одним из наиболее перспективных ресурсов традиционно считается молодежь. Однако в рамках только вузовского образования невозможно решить всех методических и дидактических задач.

В связи с этим одной из важнейших целей психологического сообщества является организация особого образовательного пространства, в котором молодые ученые становятся субъектами образовательного процесса, могут непосредственно влиять на получаемый результат, и соответственно, сами выступать гарантами этого результата.

Молодежные научно-практические школы являются таким профессиональным пространством, в котором молодые люди имеют возможность заявить о себе, своих идеях и результатах в научном сообществе, рекомендовать себя в нем как полноценных участников, получить обратную связь от коллег не только из своего вуза или города, но и от коллег из других городов и стран.

Социальная, научная и практическая значимость
В 2010 году в центре внимания ЗПШ была роль психолога и психологии в меняющемся мире. Обсуждались вопросы участия психолога в преобразовании общества, психологическом обеспечении личностного и профессионального развития Человека, возможности влияния психологического сообщества на социальные процессы и решение актуальных общественных задач.

Значение для развития психологии
ЗПШ – это проект, объединяющий представителей психологического сообщества, создающий условия для взаимодействия психологов друг с другом в течение Школы и вне ее. В рамках ЗПШ происходит обсуждение актуальных вопросов развития профессии и профессионального сообщества, формируется видение перспектив психологии как науки, как профессиональной деятельности, как практики и как культуры. Рабочая атмосфера ЗПШ, интенсивное межпоколенное и междисциплинарное общение участников способствует не только формированию видения образа будущего, но и готовности к его достижению и, следовательно, дальнейшему преобразованию действительности в контексте личностного и профессионального развития.

Цели
Цель ЗПШ: создание профессиональной сети молодых специалистов-психологов для научного и практического сотрудничества.

Задачи
- обсуждение актуальных проблем психологической теории и практики;
- знакомство с новыми разработками различных психологических школ,
- обсуждение перспектив психологического образования,
- приобретение и совершенствование профессионального опыта,
- обмен мнениями по актуальным социально значимым вопросам,
- формирование проектных групп для дальнейших научных и прикладных исследований.

Аудитория, на которую рассчитан проект
ЗПШ ориентирована на разнородный состав участников: представителей разных поколений и направлений психологии, разных школ, городов и взглядов.

Основное содержание работы (или ее этапы)
Работа ЗПШ-2010 строилась по следующим направлениям:
1. Научная деятельность психолога, методологические основы психологии
2. Методы практической работы психолога: тренинг, психологическое консультирование,  психокоррекция и психотерапия
3. Общая психология, история психологии
4. Междисциплинарные связи психологии      
5. Человек и общество (культура, политика, социальная и экономическая сферы)
6. Психология развития, психология образования
7. Клиническая и специальная психология, психофизиология
8. Человек и информационные технологии

Работа Школы состояла из 4-х блоков.
Блок 1 «Проблематизация»
включал в себя проблемные лекции приглашенных специалистов и организационно-деловую игру «Open science», цель которой состояла в объединении участников Школы для совместного определения целей и задач участия в Школе.

Блок 2. «Сквозные проекты» – это краткосрочные образовательные программы продолжительностью 12-18 часов, направленные на повышение профессиональной компетентности в определенной проблемной области. По окончании сквозных проектов участникам выдавался Сертификат с указанием темы и количества часов.

В 2010 году были проведены следующие сквозные проекты:
1.Стратегии индивидуального и семейного психологического консультирования.
2.Эргономика жизненного пространства.
3.Профессия «организационный психолог»: методы, роли, компетенции.
4.Современные техники работы с детьми и подростками.
5.Технология проведения исследовательского интервью.
6.Методологические проблемы психологии.
7.Медиация – королева переговоров.
8.Жизнь как текст: психологическая анатомия очевидного.

Блок 3. «Практический блок. Супервизия»
Активное взаимодействие между участниками и преподавателями Школы реализуется в двух формах:
- участие студентов в мастер-классах и семинарах преподавателей и практикующих специалистов
- проведение собственного мероприятия (тренинг, семинар-практикум, презентация) и получение обратной связи от коллег и
эксперта-преподавателя.
Проекты участников рекомендовались к включению в программу Школы экспертным советом ЗПШ на основании оценки описаний проектов.

Блок 4 включал в себя две формы работы:
Индивидуальная форма: написание рефлексивного отчета, эссе, научного проекта по теме сквозного проекта (вид отчетности определялся куратором проекта).

Групповая форма: организационно-деловая игра. Основная задача – подведение итогов работы Школы по каждому сквозному проекту, ответы на вопросы «Что нового я узнал», «Что для меня осталось непонятного», «Какие вопросы я буду решать в дальнейшем» и т.д.

Общению и созданию благоприятной творческой атмосферы на Школе способствовали мероприятия, проводимые и в рамках ненаучной творческой программы работы ЗПШ.

Результаты, выводы
В 2010 году ЗПШ посетили 257 участников. Они представляли 50 вузов и организаций, 30 городов, 5 стран: Россия, Германия, Эстония, Украина, Беларусь. В работе Школы-2010 приняли участие 60 преподавателей и практикующих специалистов. На ЗПШ-2010 году участниками и преподавателями было проведено 98 проектов.

17.01.2011
А.А.Авилушкина, Н.А. Адамян А.А.Алексапольски
Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:


 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su