Реферат «X Юбилейная международная Зимняя Психологическая Школа молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета (ЗПШ СПбГУ)»
Актуальность В связи с этим одной из важнейших целей психологического сообщества является организация особого образовательного пространства, в котором молодые ученые становятся субъектами образовательного процесса, могут непосредственно влиять на получаемый результат, и соответственно, сами выступать гарантами этого результата. Молодежные научно-практические школы являются таким профессиональным пространством, в котором молодые люди имеют возможность заявить о себе, своих идеях и результатах в научном сообществе, рекомендовать себя в нем как полноценных участников, получить обратную связь от коллег не только из своего вуза или города, но и от коллег из других городов и стран. Социальная, научная и практическая значимость Значение для развития психологии Цели Задачи Аудитория, на которую рассчитан проект Основное содержание работы (или ее этапы) Работа Школы состояла из 4-х блоков. Блок 2. «Сквозные проекты» – это краткосрочные образовательные программы продолжительностью 12-18 часов, направленные на повышение профессиональной компетентности в определенной проблемной области. По окончании сквозных проектов участникам выдавался Сертификат с указанием темы и количества часов. В 2010 году были проведены следующие сквозные проекты: Блок 3. «Практический блок. Супервизия» Блок 4 включал в себя две формы работы: Групповая форма: организационно-деловая игра. Основная задача – подведение итогов работы Школы по каждому сквозному проекту, ответы на вопросы «Что нового я узнал», «Что для меня осталось непонятного», «Какие вопросы я буду решать в дальнейшем» и т.д. Общению и созданию благоприятной творческой атмосферы на Школе способствовали мероприятия, проводимые и в рамках ненаучной творческой программы работы ЗПШ. Результаты, выводы
В профессиональном сообществе одним из наиболее перспективных ресурсов традиционно считается молодежь. Однако в рамках только вузовского образования невозможно решить всех методических и дидактических задач.
В 2010 году в центре внимания ЗПШ была роль психолога и психологии в меняющемся мире. Обсуждались вопросы участия психолога в преобразовании общества, психологическом обеспечении личностного и профессионального развития Человека, возможности влияния психологического сообщества на социальные процессы и решение актуальных общественных задач.
ЗПШ – это проект, объединяющий представителей психологического сообщества, создающий условия для взаимодействия психологов друг с другом в течение Школы и вне ее. В рамках ЗПШ происходит обсуждение актуальных вопросов развития профессии и профессионального сообщества, формируется видение перспектив психологии как науки, как профессиональной деятельности, как практики и как культуры. Рабочая атмосфера ЗПШ, интенсивное межпоколенное и междисциплинарное общение участников способствует не только формированию видения образа будущего, но и готовности к его достижению и, следовательно, дальнейшему преобразованию действительности в контексте личностного и профессионального развития.
Цель ЗПШ: создание профессиональной сети молодых специалистов-психологов для научного и практического сотрудничества.
- обсуждение актуальных проблем психологической теории и практики;
- знакомство с новыми разработками различных психологических школ,
- обсуждение перспектив психологического образования,
- приобретение и совершенствование профессионального опыта,
- обмен мнениями по актуальным социально значимым вопросам,
- формирование проектных групп для дальнейших научных и прикладных исследований.
ЗПШ ориентирована на разнородный состав участников: представителей разных поколений и направлений психологии, разных школ, городов и взглядов.
Работа ЗПШ-2010 строилась по следующим направлениям:
1. Научная деятельность психолога, методологические основы психологии
2. Методы практической работы психолога: тренинг, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия
3. Общая психология, история психологии
4. Междисциплинарные связи психологии
5. Человек и общество (культура, политика, социальная и экономическая сферы)
6. Психология развития, психология образования
7. Клиническая и специальная психология, психофизиология
8. Человек и информационные технологии
Блок 1 «Проблематизация» включал в себя проблемные лекции приглашенных специалистов и организационно-деловую игру «Open science», цель которой состояла в объединении участников Школы для совместного определения целей и задач участия в Школе.
1.Стратегии индивидуального и семейного психологического консультирования.
2.Эргономика жизненного пространства.
3.Профессия «организационный психолог»: методы, роли, компетенции.
4.Современные техники работы с детьми и подростками.
5.Технология проведения исследовательского интервью.
6.Методологические проблемы психологии.
7.Медиация – королева переговоров.
8.Жизнь как текст: психологическая анатомия очевидного.
Активное взаимодействие между участниками и преподавателями Школы реализуется в двух формах:
- участие студентов в мастер-классах и семинарах преподавателей и практикующих специалистов
- проведение собственного мероприятия (тренинг, семинар-практикум, презентация) и получение обратной связи от коллег и
эксперта-преподавателя.
Проекты участников рекомендовались к включению в программу Школы экспертным советом ЗПШ на основании оценки описаний проектов.
Индивидуальная форма: написание рефлексивного отчета, эссе, научного проекта по теме сквозного проекта (вид отчетности определялся куратором проекта).
В 2010 году ЗПШ посетили 257 участников. Они представляли 50 вузов и организаций, 30 городов, 5 стран: Россия, Германия, Эстония, Украина, Беларусь. В работе Школы-2010 приняли участие 60 преподавателей и практикующих специалистов. На ЗПШ-2010 году участниками и преподавателями было проведено 98 проектов.
А.А.Авилушкина, Н.А. Адамян А.А.Алексапольски